Развитие железнодорожной инфраструктуры на направлении Тобольск – Сургут – Коротчаево

Второй путьРазвитие направления Тобольск – Сургут – Коротчаево, наряду с усилением пропускных способностей Транссиба и БАМа - важнейший инфраструктурный проект ОАО «РЖД». Его реализация должна  обеспечить потребности нефте- и газохимических предприятий Тюменского севера (где добывается более 70% всей российской нефти и свыше 90% газа) в перевозках сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с учетом прогнозируемого роста грузопотоков.

Обоснование инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры участка Тобольск – Сургут Свердловской железной дороги было сделано в 2007 году. С 2007 по 2011 гг. было построено 90,8 км вторых путей на шести наиболее сложных перегонах: Салым – Самсоновский, Карпынг-Ега – Куть-Ях, Рзд. 338 км – Кармыш, Перил – Черный Сор, Ингаир – Слинкино, Кармыш – Чумбулут. За этот период объемы перевозок возросли на 16%.

Важной вехой в реализации проекта стал 2012 год, когда было подписано соглашение между ОАО «РЖД» и ОАО «НОВАТЭК». Грузоотправитель обязался финансово участвовать в развитии железнодорожной инфраструктуры на данном направлении в обмен на долгосрочные тарифные преференции.

В 2013 году началась активная фаза строительства, предусматривающая возведение сплошных вторых путей на участке Тобольск – Сургут и 16 разъездов на участке Сургут – Коротчаево.

В 2015 году с вводом в эксплуатацию двухпутного участка Аремзянка – Ильдар – Ингаир завершилась реализация первого этапа строительства – полностью двухпутной стала железнодорожная линия от Тобольска до Демьянки. В 2016 году введено в эксплуатацию 79,63 км железнодорожных путей на перегонах Ай-Ягун – Игль, Игль – Пыть-Ях, Салым – Качипенг – Сивыс-Ях и три разъезда на участке Ульт-Ягун – Пурпе, завершена первая очередь реконструкции станции Тобольск.

В 2017 году введены в эксплуатацию перегоны Тангинский - Островной - Обский, разъезды Топумей – Яник, Парка – Хаслят, Хаслят – Хохорэй, Хохорэй – Пурпе, парк «Б» станции Демьянка. В 2018 году завершена реконструкция станций Тобольск и Демьянка.

В 2019 году реализован ключевой этап проекта – между Тобольском и Сургутом завершено строительство сплошных вторых путей, движение поездов организовано по полностью двухпутному участку протяженностью 437,5 км. Для сдачи пути в эксплуатацию было проведено переключение устройств связи, сигнализации, централизации и блокировки. Внедрена современная система электрической централизации, которая позволяет в режиме реального времени контролировать работу станций, движение поездов, управлять стрелками и сигналами, используя надежные каналы связи. В 2020 году были построены и введены в эксплуатацию оставшиеся два железнодорожных разъезда на перегонах Пырей – Хасырей и Пуровск – Лимбей однопутного участка Сургут – Коротчаево. 

Всего в рамках развития направления Тобольск – Сургут – Коротчаево было построено 425,6 км путей на 27 перегонах и 16 разъездах, проведена реконструкция станций Тобольск, Демьянка, Сургут. Новая инфраструктура рассчитана на пропуск поездов повышенного веса (до 9 тыс. тонн) и длины (100 и более вагонов). Кроме того, на станциях Демьянка, Пыть-Ях, Тобольск, Салым, Юность Комсомольская возведены жилые дома для железнодорожников, обеспечивающих безопасное и бесперебойное движение поездов на данном направлении. Инвестиции в развитие и обновление инфраструктуры составили 51,3 млрд рублей.

Реализация проекта позволила поднять пропускную способность участка Тобольск – Сургут в 2 раза (до 66 пар поездов), участка Сургут – Коротчаево до 28 пар поездов. В результате с 2012 года достигнут рост погрузки с 22,4 млн тонн до 34 млн тонн. В перспективе объем перевозок может достичь 40 млн тонн грузов в год.

Тобольск-Сургут.jpg