Условия, в которых работает Свердловская железная дорога, можно назвать уникальными. С одной стороны, это высокая концентрация значимых для всей страны грузообразующих предприятий. С другой — географическое положение, стратегически важное для пропуска транзита. Это и транспортная основа городских агломераций в пяти регионах, и всепогодная ниточка на север, за полярный круг...

Свердловская железная дорогаСвердловская железная дорога – мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, СвЖД по основным показателям входит в первую тройку дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн кв. км с населением более 10,5 млн человек.

Эксплуатационная длина – 7,2 тыс. км, развернутая длина главных путей – 9,8 тыс. км. Ежесуточно по СвЖД курсирует 1300 грузовых, 335 пригородных, около 60 пассажирских поездов.

Численность персонала Свердловской железной дороги составляет ~ 60 тыс. человек. Кроме того, в границах дороги осуществляют свою деятельность 20 структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», 5 структурных подразделений ОАО «РЖД», 26 дочерних и зависимых обществ и их подразделений.


Свердловская железная дорога уверенно справилась с вызовами 2020 года, хотя пандемия серьезно повлияла на транспортную отрасль во всем мире. С марта магистраль решала для экономики ключевую задачу: удержать падающее, поддержать растущее. Грузоотправителям был предложен целый пакет решений, расширяющих и упрощающих доступ к инфраструктуре РЖД. Пассажирам – безопасные перевозки, регионам – помощь РЖД-Медицины.

Грузовые перевозки

СвЖД обеспечивает 11% погрузки всех железных дорог России и занимает по этому показателю 2 место. Ежесуточно на СвЖД грузится 389,6 тыс. тонн, в том числе таких важнейших грузов, как нефтепродукты, удобрения, металлы, руда, строительные грузы. Для упрощения доступа к услугам железнодорожного транспорта на СвЖД работает Центр продажи грузовых услуг ОАО «РЖД» с фронт-офисами  в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Тагиле, Тюмени и Сургуте. Центр работает по принципу «одного окна» и объединяет все ресурсы транспортно-логистических подразделений холдинга.

По итогам 2020 года погрузка составила 142,6 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 1,3%.

Драйвером роста в 2020 году стали контейнерные перевозки. Создание условий для отправки грузов в контейнерах с тех станций, где раньше такого сервиса не было, способствовало привлечению новых объемов. К погрузке удалось добавить в среднем 2,5 контейнерных поезда в сутки. Такие составы следуют ускоренным расписанием, с сокращением сроков погрузочно-разгрузочных операций в конечных пунктах. В целом в 2020 году перевозки контейнеров на СвЖД выросли на треть. А количество направлений курсирования контейнерных поездов (с учетом новых маршрутов) достигло 89.

Новые горизонты открывает развитие контрейлерных перевозок (когда часть маршрута автомобильный прицеп следует по железной дороге на специальной платформе). 30 сентября 2020 года состоялась первая контрейлерная отправка из Екатеринбурга в Москву.  Технология позволит увеличить объемы перевозок железнодорожным транспортом, снизить воздействие большегрузных автомобилей на инфраструктуру и экологию.

Доказавшие свою эффективность технологические решения помогают СвЖД обеспечить партнерам предсказуемость и стабильность. Так, сервис «Ночной экспресс», разработанный на основе технологии перевозки грузов по согласованному с клиентом расписанию, предусматривает ускоренную доставку грузов на короткие расстояния в ночное время (когда инфраструктура менее загружена). Он позволяет оптимально интегрировать грузоперевозки в технологический цикл предприятий, сократить сроки доставки (для клиента уменьшается продолжительность оплачиваемой аренды вагонов), рационально использовать ресурсы. На регулярной основе «Ночной экспресс» курсирует по 12 маршрутам.

Пассажирам и регионам

В 2020 году с вокзалов и станций Свердловской железной дороги отправлено 22,9 млн пассажиров, из них 17,9 млн человек – пригородными поездами. В пассажирском комплексе последовательно расширяется сеть маршрутов, где используются скоростные «Ласточки» и рельсовые автобусы «Орлан».

В январе 2021 года «Орланы» появились в Свердловской области на некоторых рейсах алапаевского направления и на маршруте Екатеринбург – Верхний Уфалей. В Прикамье вышли на маршрут Пермь-1 – Лысьва. Новый рельсовый автобус отличает продуманная эргономика и повышенный уровень комфорта для пассажиров (в том числе маломобильных). Он плавно набирает скорость и тормозит, при этом внутри очень тихо. В вагонах установлены мягкие сидения, есть широкие багажные полки, информационные табло. Как и все современные поезда, «Орлан» оснащен климатической системой, которая не только поддерживает комфортную температуру в салоне, но и быстро обновляет и обеззараживает воздух.

Уже полюбившиеся свердловчанам «Ласточки» с 10 января 2021 года начали курсировать в сообщении Шарташ – Ревда и Екатеринбург – Билимбай. Появление дополнительной пары скоростных электричек даст жителям региона новые возможности для планирования и совершения поездок.