Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
09.12.2019   14:20

Маршрутами инноваций ("Эксперт-Урал" 9 декабря 2019 г.)

Чтобы привлечь новые грузы и пассажиров, Свердловская магистраль делает ставку на инновации

Веяния времени таковы, что клиенты ожидаемо становятся все более требовательными. Чтобы привлекать новых пассажиров и грузоотправителей, внедрять современные сервисы и услуги, необходимо постоянно улучшать техническую базу. Об инновациях и технологиях, которые помогают обеспечить рост, журналу "Эксперт-Урал" рассказал начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников.

"Ласточек" становится больше

- Иван Николаевич, на СвЖД планомерно расширяется сеть маршрутов, где для перевозки пассажиров используются инновационные электропоезда "Ласточка". Расскажите об итогах текущего года и куда полетим дальше?

- "Ласточки" в сообщении Пермь – Екатеринбург и Тюмень – Екатеринбург появились в графике с декабря 2019 года. Это наши первые межрегиональные маршруты в формате "Дневного экспресса". До этого мы использовали такой подвижной состав в пригороде. Там, где появлялись эти современные электрички, пассажиропоток заметно увеличивался (в 2019 году количество отправленных пассажиров выросло на 30,7% к уровню 2018-го).

В наших планах в ближайшие годы увеличить количество рейсов "Ласточек" в Свердловской области, сократить время их движения до Нижнего Тагила и Каменска-Уральского, повысить частоту курсирования до Серова. Готовимся назначить новые рейсы в Красноуфимск и Верхнюю Салду, организовать тактовое движение "Ласточек" между Екатеринбургом и Первоуральском. Есть задача увеличить ритмичность и на межрегиональных маршрутах. Например, в направлениях Екатеринбург-Пермь и Екатеринбург-Тюмень в следующем году будет уже по две пары поездов – утром и вечером. Планируется, что в 2020-м на "Ласточке" поедем до Кургана.

В целом, с учетом географической близости столиц регионов, ведется работа по объединению межрегиональными маршрутами 7 городов: Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Челябинск, Курган, Омск, Ижевск. Рассматривается возможность организации курсирования межрегиональных пассажирских поездов Екатеринбург – Казань.

Формирование такого "каркаса" пригородных и межрегиональных маршрутов, безусловно, потребует и корректировки технологий, обеспечивающих перевозочный процесс. Совместно со Свердловской областью мы сейчас готовим программу строительства высоких платформ на направлениях курсирования "Ласточек". И конечно же, чтобы обеспечить их эксплуатацию, необходимо развивать деповскую инфраструктуру. Планируется, что к 2025 году консолидированный парк электропоездов "Ласточка" увеличится до 80 составов, которые будут работать на полигонах Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской железных дорог (сейчас у нас 10 составов). Возникает потребность в создании производственных мощностей, обеспечивающих выполнение всего цикла технического обслуживания. "Ласточка" - это инновационный подвижной состав с современными узлами и агрегатами, которые требуют более тщательного регламентного сопровождения. Комплекс депо предполагается разместить на станции Екатеринбург-Пассажирский.

- Помимо "Ласточек", на Свердловской магистрали эксплуатируется и другой инновационный подвижной состав - газотурбовоз. Уже понятны перспективы его дальнейшего использования?

- Свердловская железная дорога – пионер в области внедрения газомоторной техники. С 2013 года мы являемся опытным полигоном для эксплуатации в реальных условиях магистральных газотурбовозов ГТ1h-001 и ГТ1h-002 (пилотные образцы), а также маневрового газотепловоза ТЭМ-19. Наибольшую эффективность газотурбовозы показали при вождении тяжеловесных составов массой 9 тыс. тонн. Основная экономия связана с использованием более дешевого вида топлива – работают они на сжиженном природном газе. Важна и экологичность: фактически газотурбовозы соответствуют стандартам Евро 5. Мы наработали серьезный опыт, в депо "Артемовский" создан Центр газомоторных локомотивов, ведется подготовка инфраструктуры и в депо Сургута, где также предполагается их обслуживание и ремонт.

В ходе эксплуатации на северных участках СвЖД в конструкции ГТ1h были выявлены как успешные технические решения, так и моменты, требующие корректировки. В настоящее время РЖД обсуждает с машиностроителями вопросы доработки отдельных узлов и агрегатов. Предполагается, что в перспективе газомоторная техника будет эффективна и для перевозки стандартных "шеститысячников" - именно такие поезда (весом 6 тыс. тонн) планируется эксплуатировать на направлениях проектируемого Северного широтного хода (СШХ).

- В контексте перспективного роста грузоперевозок нельзя не упомянуть и про реконструкцию станции Екатеринбург-Сортировочный. Техническое перевооружение состоялось?

- Для нас это один из важнейших проектов. Станция Екатеринбург-Сортировочный, расположенная на главном ходу Транссибирской магистрали, - крупнейшая сортировочная станция на сети РЖД. В 2020 году ей исполнится 90 лет.

Комплекс станции формируют две сортировочных системы: четная (для обработки вагонопотоков, идущих с запада на восток или с юга на север) и нечетная (для составов, следующих в обратном направлении). Количество прибывших и отправленных вагонов превышает 18 тысяч в сутки.

Нечетная сортировочная система была модернизирована несколько лет назад. Сейчас СвЖД реализует масштабный проект технического перевооружения четной системы (в текущем году завершен первый этап). В итоге появится полностью автоматизированный сортировочный комплекс повышенной мощности. Перерабатывающая способность сортировочной горки увеличится до 6907 вагонов в сутки (на 64% больше, чем до реконструкции). Это позволит повысить пропускную и перерабатывающую способности станции для освоения перспективного вагонопотока. Реконструкцию основных элементов планируется завершить в 2021 году.

- От СвЖД ждут решения по еще одному крупному проекту - железнодорожной линии в ОЭЗ "Титановая долина". Ее строительство необходимо для привлечения резидентов, развития промышленного потенциала Свердловской области. Ранее сообщалось, что ведется подготовка к подписанию соответствующего концессионного соглашения между РЖД и регионом. Когда оно будет подписано и каковы его условия?

- Согласование условий концессионного соглашения находится в завершающей стадии. Предполагается, что в следующем году (с учетом государственных регламентов) оно будет подписано, и уже в 2020-м Российские железные дороги приступят к его реализации. В результате должна быть сформирована железнодорожная инфраструктура (достаточная и даже с некоторым запасом) для обслуживания резидентов "Титановой долины". Тем самым будут созданы условия для появления в ОЭЗ серьезных перерабатывающих производств; будут обеспечены логистические ресурсы для поставки сырья и вывоза готовой продукции. Мы предполагаем, что этот опыт будет успешным и рассчитываем его тиражировать в других проектах.

Стартапы для железной дороги

- В июле правительство заключило с ОАО "РЖД" соглашение о развитии квантовых коммуникаций. Компанию определили ответственной за разработку и продвижение этой перспективной технологии. Многие не понимают, почему именно РЖД? Ведь холдинг всегда занимался реальными (более чем земными) вещами… Можете пояснить?

- Со времен изобретения первого паровоза так повелось, что железнодорожники прокладывают пути для новых технологий. В основе всех наших инженерных решений лежат инновационные процессы.

Например, в текущем году объекты инвестиционной программы Свердловской железной дороги включены в перечень "пилотных" проектов, реализуемых с применением технологии BIM–моделирования – это создание виртуальной информационной 3D модели сооружения, в которой объединены все данные об архитектурно-планировочных, конструктивных, экономических, технологических, эксплуатационных характеристиках объекта. И это не единственный факт… Цифровая концепция - это только видимая часть айсберга, вершина.

- Буквально на днях в Екатеринбурге на базе Дворца культуры железнодорожников открылась региональная инновационная площадка РЖД на Свердловской железной дороге. Какие инновации там предполагается генерировать?

- На сети РЖД пять таких площадок. Мы стараемся быть современной и инновационной компанией. Организация производственного процесса на основе инновационных принципов и технологий невозможна без использования современных инструментов, среди которых и создание подобных площадок. Они проводят постоянную оценку окружающего пространства, мониторят его на появление оригинальных, интересных, экономически оправданных идей. РЖД – многопрофильная структура, но даже если та или иная идея в силу обстоятельств и специфики неприменима у нас, она может быть использована в другой отрасли. Тем самым холдинг становится важным элементом инновационной среды, которая сегодня формируется в стране.

Сейчас стоит задача бережно сопровождать любую инновационную идею, которая попала к нам в руки: либо обеспечить ее реализацию, либо передать в те отрасли экономики, где она была бы полезна. Планируем помогать стартапам в части создания опытных образцов, тестирования на путях общего пользования, доведения технических характеристик до необходимого уровня. И самое главное, мы интересны тем, что представляем собой достаточно большой рынок потребления инновационной продукции.

- Ближе всех к инновациям – подрастающее поколение. Очевидно, этим объясняется то повышенное внимание, какое уделяет СвЖД развитию Свердловской детской железной дороги (ДЖД)?

- Свердловской детской железной дороге в следующем году будет уже 60 лет. А первые малые магистрали появились в тридцатые годы и уже тогда стали центрами детского технического творчества. С 2018 года на базе Свердловской ДЖД работает технопарк "Кванториум". Это принципиально новый формат дополнительного образования, инновационная площадка, где школьники развивают инженерное мышление, воплощают в жизнь оригинальные технические идеи.

В следующем году у нас пройдет слет воспитанников всех 25 детских железных дорог России. Юные железнодорожники будут соревноваться, покажут свои умения, а взрослые смогут обсудить эффективные формы профориентации подрастающего поколения.

Для нас эта история - абсолютно утилитарная. Сегодня на базе Свердловской ДЖД занимается 1700 человек. В следующем году доведем показатель до двух тысяч. Этих школьников мы стараемся ориентировать на продолжение образования уже в профильных железнодорожных учебных заведениях. И замечу, это относится не только к мальчикам. Наши девчата тоже побеждают в общероссийских соревнованиях, в том числе в конкурсах машинистов. У детей живой ум и нестандартный подход.

Хотите пример? Недавно несколько кванторианцев выбрали для практических занятий тему использования квадрокоптера для определения дефектов изолирующего стыка рельсового пути. Моментально погрузились в процесс, начали выдавать оригинальные идеи. Простота и оригинальность их решений завораживает... Мы рассчитываем на этих детей. И опыт последних нескольких лет показывает, что это оправданный выбор. 

  • В 2019 году с вокзалов и станций СвЖД отправлено 30,8 млн пассажиров (+1% к 2018 году), погрузка ожидается на уровне 140,6 млн тонн (+0,5%).

Опубликовано в журнале "Эксперт-Урал" 9 декабря 2019 года. http://www.acexpert.ru/archive/nomer-49-50-815/marshrutami-innovaciy.html