Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
16.11.2012   10:27

Дорога на север: На Свердловской железной дороге стартовал "зимний завоз" в северные регионы УрФО (РИА "Актуально.Ру" 16 ноября 2012 г.)

1 ноября на Свердловской железной дороге стартовал "зимний завоз" - доставка инертно-строительных грузов в северные регионы Уральского федерального округа. Ранее железнодорожники неоднократно выражали свои опасения по поводу сложившейся ситуации с планированием перевозок в этот период. Какие меры принимаются для недопущения срыва стратегически важного мероприятия, рассказывает начальник Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Ольга Соломеина.

Ольга Антоновна, насколько оказался успешным предыдущий зимний завоз сезона 2011 – 2012 годов? Был ли он осуществлен в полном объеме?

С декабря 2011-го по апрель 2012 года в адрес предприятий-грузополучателей Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области было завезено 8,4 млн. тонн щебня, что на 50,6% больше, чем за аналогичный период 2010 – 2011 гг., в том числе из Свердловской области — 6,7 млн. тонн, что на 46,3% больше, чем годом ранее. Это составило 65% от всей годовой потребности в инертных материалах. А за 10 месяцев 2012 года на север УрФО завезено 14,4 млн тонн. В итоге предприятия полностью обеспечены запасами щебня. Хочу отметить, что реализация зимнего завоза, в первую очередь финансирование и хранение, стали возможны благодаря работе компаний-трейдеров, которые снизили напряженность в спросе на инертно-строительных материалы. Были сняты все вопросы по своевременному завозу-вывозу.

Почему железнодорожники придают такое значение грузоперевозкам в северном направлении именно в зимний период?

Дело в том, что весной и летом на железной дороге проводятся работы по ремонту пути, также увеличивается количество курсирующих пассажирских и пригородных поездов. Кроме того, в следующем году на участке Войновка – Сургут – Коротчаево начнется прокладка 150 км и капитальный ремонт 45 км вторых путей, строительство дополнительных разъездов. В связи с этим пропускная способность на данном направлении будет снижаться. А зимой мощности инфраструктуры высвобождаются для грузовых перевозок.

Чем срыв зимнего завоза может грозить грузополучателям и жителям северных регионов?

Завоз социально-значимых и жизнеобеспечивающих ресурсов, пропуск пассажирских поездов по расписанию Свердловская железная дорога будет обеспечивать при любых условиях. В приоритетном порядке с Севера будут также вывозиться грузы топливно-энергетического комплекса. Но при постоянно растущих объемах перевозки и ограничениях в период путевых работ повышенный спрос на строительные материалы может быть не удовлетворен. Те же предприятия ТЭК и строители могут столкнуться с серьезным дефицитом ресурсов, что, в свою очередь, может повлечь срыв сроков выполнения работ по объектам в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и Тюменской области.

Сейчас ситуация с обеспечением завоза остается достаточно неопределенной, существуют риски ее развития по негативному сценарию. Почему так происходит?

К сожалению, на сегодняшний день целый ряд предприятий-грузоотправителей не проявляет никакой активности по планированию перевозок в рамках зимнего завоза: по программе в проектный офис заявлено к отгрузке на период с ноября 2012 года по апрель 2013 года всего 4,1 млн тонн инертно-строительных материалов. Основная причина – отсутствие определенности в вопросе о сроках и объемах финансирования по разыгранным тендерам, а также тендерам, находящимся в стадии проведения конкурсных процедур. Грузоотправители не имеют подписанных договоров с предприятиями-грузополучателями, соответственно не оформляют в полном объеме заявки на перевозку. Это не позволяет СвЖД осуществлять полноценное и качественное планирование. Поэтому наблюдается тенденция снижения принимаемых объемов инертно-строительных материалов на складские площади, в октябре текущего года целый ряд крупных предприятий снизил объемы погрузки.

Что необходимо сделать для улучшения ситуации?

В первую очередь — добиться эффективного планирования объемов перевозок, а для этого нужно осуществлять постоянное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. От органов исполнительной власти СвЖД должна получать информацию о проводимых конкурсных процедурах на строительство автомобильных дорог, заключенных договорах и сроках финансирования объектов, а также о планируемых объемах завоза щебня. Пока, к сожалению, необходимые данные поступают несвоевременно и не в полном объеме, а их достоверность зачастую вызывает сомнения. Мы считаем также, что власти субъектов РФ должны сконцентрироваться на решении таких проблем, как обеспечение своевременного проведения конкурсных процедур, финансирование поставок, заключение контрактов на дорожно-строительные работы на 2 – 3 года. По-прежнему актуальна проблема оптимизации числа операторских компаний подвижного состава, обслуживающих основные карьеры. Необходима активизация работы с собственниками вагонов, простаивающих без грузовых операций в ожидании предъявления к перевозке высокодоходного груза. Для улучшения эксплуатационной обстановки на станциях, снижения нормы простоев на путях промышленных предприятий, а также сроков доставки вагонов правительствам субъектов Российской Федерации, отраслевым союзам и ассоциациям мы уже неоднократно рекомендовали взять на контроль разработку и реализацию среднесрочных программ развития инфраструктуры подъездных путей предприятий на 2012 – 2015 годы.

Какие-то конкретные шаги в этом направлении уже сделаны? Чего на сегодняшний день удалось достичь и какие решения уже доказали свою эффективность?

Основной площадкой для обсуждения и решения данных вопросов на сегодняшний день является Региональный координационный совет, заседания которого регулярно проводятся на СвЖД с осени 2011 года. Помимо специалистов ТЦФТО и Свердловской железной дороги, в работе РКС принимают участие региональные власти Свердловской и Тюменской областей, ХМАО-Югры, ЯНАО, компании-операторы подвижного состава, крупные предприятия, отраслевые союзы. В настоящее время проводится подготовительная работа по планированию перевозок с участием представителей 44 грузополучателей и ассоциаций, а также координаторов Южно-Уральской железной дороги.

К слову, СвЖД сама является крупным потребителем щебня, который используется при проведении путевых работ. С учетом транспортной обстановки, возможностей инфраструктуры в зимний и летний период было принято решение вывезти необходимый объем щебня — а это около 1,5 млн тонн — с карьеров Свердловской области на базы зимнего складирования, приближенные к месту работ, до мая 2013 года.

Кроме того, на СвЖД организована работа "проектного офиса", где в рамках совместной работы были рассмотрены и обеспечены перевозки по 36 обращениям грузополучателей Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области.

Пользуясь случаем, для всех заинтересованных структур, участников перевозочного процесса, я сообщаю контактные телефоны "проектного офиса": (343) 358 54 03, +7 922 17 00 201. Хочу отметить, что осуществление зимнего завоза — сложный и многоплановый процесс, успех которого возможен при четкой, слаженной работе всех его участников: железной дороги, региональных органов власти, грузоотправителей, потребителей продукции, трейдеров и компаний-операторов подвижного состава. Для этого необходимо постоянное тесное взаимодействие, согласование интересов всех сторон, оперативный обмен информацией, качественное планирование деятельности, рациональное использование инфраструктуры и своевременное решение технологических и экономических вопросов. Надеюсь, что зимний завоз 2012 – 2013 годов будет осуществлен в намеченные сроки и в полном объеме.

Источник: http://aktualno.ru/view/sverdlovsk/business/10253