Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
17.12.2012   13:31

"Права купил – ездить не купил"? В тюрьму. ("Комсомольская правда - Екатеринбург" 17 декабря 2012 г.)

Президент компании "РЖД" Владимир Якунин уверен в необходимости создания госпрограммы по решению проблемы железнодорожных переездов. Речь идет о строительстве эстакад или тоннелей, которые позволят ликвидировать пересечение автомобильных и железных дорог в одном уровне. Вопросы повышения безопасности на жд переездах, актуальные и для Свердловской области, неоднократно обсуждались на круглых столах с участием власти и представителей профильных ведомств. Что делается со стороны ОАО "РЖД" для решения проблемы – сегодня читателям КП расскажет заместитель начальника Свердловской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Петр Эсаулов.

- корр: Петр Михайлович, расскажите - ситуация с обеспечением безопасности на жд переездах действительно сложилась настолько тяжелая, что требуется вмешательство государства?

- Количество личного автотранспорта и грузовых автомобилей в стране непрерывно растет – существующая дорожная инфраструктура перегружена. Увеличивается и объем перевозок по железной дороге. Уже сейчас по Транссибирской магистрали поезда следуют с интервалом 8 минут. У ряда железнодорожных переездов выстраиваются "пробки".

В ближайшем будущем в России планируется проведение мероприятий международного уровня, предусматривающих частые переезды гостей и участников между городами - например, Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Правительство обсуждает планы развития в стране высокоскоростного железнодорожного движения. А, к слову, путь экстренного торможения экспресса "Сапсан" при скорости 200 – 250 км/час составляет почти 6 километров!

Единственной гарантией безопасности движения на пересечениях транспортных артерий является строительство развязок дорог в разных уровнях - путепроводов. Как ранее заявил Владимир Якунин в интервью радиостанции "Эхо Москвы", без государственной программы эту проблему не решить.

Строительство автодорожных путепроводов могло бы снизить аварийность и нагрузку на инфраструктуру. Актуальны и платные развязки, когда в непосредственной близости от переездов с интенсивным автомобильным движением (более 10 тыс. автомашин в сутки) строятся путепроводы с примыканием к этой же автомобильной дороге. Тогда у водителей появится выбор: пересечь железную дорогу быстро, но за небольшую плату, либо бесплатно, но за большее время.

- корр: И за чей счет предполагается решать вопрос?

- В данном случае финансирование должно идти по региональным или федеральным программам строительства автодорог, строительство также возможно и за счет инвесторов. Справедливо, если принадлежать такие платные переезды будут тем, кто вложит деньги в их создание.

Почему не за счет железной дороги? РЖД - регулируемая монополия, и наш источник доходов – тариф, который устанавливает государство. Согласно федеральному законодательству, строительство автомобильных путепроводов не может осуществляться на средства "РЖД", так как данный вид деятельности не является для компании профильным. Но при этом мы вкладываем значительные средства в модернизацию и содержание переездов.

Чтобы не быть голословным, приведу цифры. Свердловская железная дорога продолжает реализацию программы по повышению безопасности движения на переездах. В 2012 году расходы на их модернизацию, установку нового и обновление существующего оборудования составят порядка 75,2 млн рублей - и это без затрат на эксплуатацию и текущее содержание в сотни млн рублей в год.

На данный момент завершен капитальный ремонт на 21 переезде, на 60 заменен настил с укладкой резино-кордового покрытия, которое более долговечно и удобно в эксплуатации. Ведутся работы по оборудованию переездов автоматической сигнализацией, барьерами-автоматами и шлагбаумами более совершенной модификации.

При этом переезды на расстоянии до 5 км от действующих путепроводов, а также переезды без балансодержателей автодорог, в целях обеспечения безопасности необходимо рекомендовать к закрытию.

- корр: Закрытию? Неожиданное решение. Какие вообще программы предупреждения аварийности на переездах предлагает СвЖД?

- Еще раз подчеркну, единственным гарантированным решением проблемы обеспечения безопасности движения на переездах и снижения заторов является строительство путепроводов с исключением пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне. Однако этот процесс потребует огромных затрат и продолжительного времени.

Только на СвЖД эксплуатируется 522 железнодорожных переезда, в том числе 272 переезда в Свердловской области, 150 переездов в Пермском крае, 49 – в Тюменской области, 39 – в ХМАО, 7 – в ЯНАО, 3 переезда в Удмуртской республике и 2 – в Омской области. Из них на 245 переездах осуществляется движение рейсовых автобусов и автобусов с организованными группами детей.

Поэтому мероприятия по повышению безопасности дорожного движения (в том числе на переездах), которые внедряет и предлагает к реализации в регионах Свердловская железная дорога, можно объединить в два блока.

Во-первых, блок мероприятий оперативно-технического характера, не требующих значительных капиталовложений. Сюда входит усиление профилактической работы, повышение эффективности взаимодействия с ГИБДД, автотранспортными предприятиями, региональными властями. Важными вопросами остаются определение балансодержателей автомобильных дорог и разграничение зон ответственности, разработка регламентов, связанных с содержанием и ремонтом автодорог на подходах и в границах переездов.

СвЖД выходит к регионам и муниципалитетам с предложениями о принятии совместных среднесрочных программ по обеспечению безопасности. От ГИБДД мы ждем усиления контроля за качеством обучения водителей.

Также необходимо пересматривать действующие СНиПы, а в новых Технических регламентах, при проектировании и строительстве предусматривать пересечения автомобильных и железных дорог только в разных уровнях.

Во-вторых - блок стратегических мероприятий, которые имеют затратный характер. Включает в себя плановое строительство путепроводов, в том числе - с привлечением частных инвесторов, а также достройку незавершенных.

СвЖД неоднократно вносила на рассмотрение в правительства Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, ЯНАО предложения о включении в перспективные планы развития строительство 18 путепроводов за счет федерального и регионального бюджетов, а также о завершении строительства 3 путепроводов (1 в Свердловской области и 2 в ХМАО). Но данный вопрос практически не решается.

- корр: И что же делать, пока стратегические решения обсуждаются в верхах? Ждать?

Не ждать – действовать, на всех фронтах. Работниками железной дороги проводится системная профилактическая работа по предупреждению аварийности на переездах. В 2012 году на переездах СвЖД проведено 25 тысяч бесед с водителями автотранспорта, (в том числе на территории Свердловской области более 10 тысяч), выдано более 16 тысяч памяток о правилах проезда через железнодорожные переезды, в автохозяйствах проинструктировано 9 тысяч водителей.

Но, не смотря на проводимую работу, в 2012 году дежурными по переездам зарегистрировано 1132 нарушения водителями автотранспортных средств ПДД, в том числе на территории Свердловской области - 741 нарушение (в 2011 году – 671). Информация по всем нарушениям направлена в органы ГИБДД для принятия мер к нарушителям. Но, обратите внимание, только 4 водителя лишены прав управления транспортным средством и 113 водителей оштрафовано, остальные либо предупреждены, либо избежали ответственности. Лично я думаю, что они по-прежнему пренебрегают Правилам. Нет никакой речи о неотвратимости наказания…

Напомню, по законодательству РФ нарушения, зафиксированные дежурными по переездам в книгах формы ПУ-68, не являются юридическим обоснованием для принятия мер к нарушителям. Для более качественного расследования и привлечения водителей к ответственности необходимо оборудовать переезды системами видеофиксации, что может дать неоспоримые доказательства случаев правонарушений.

Например, на переездах Западно-Сибирской железной дороги применяется система видеоконтроля "АвтоУраган", которая производит видеозапись после того, как переезд закрывается для пропуска автотранспорта, и фиксирует номера всех нарушителей.

СвЖД неоднократно выходила в правительства субъектов РФ и администрации муниципальных образований с предложением о совместном внедрении систем – разработать программы, профинансировать проект. На первом этапе в него необходимо включить 39 железнодорожных переездов (в том числе 23 на территории Свердловской области), на которых интенсивность движения составляет более 10 тысяч автомобилей в сутки.

Для оборудования переездов системами видеофиксации необходимо привлекать бюджетные средства субъектов федерации, муниципальных образований в рамках действующего законодательства. РЖД в свою очередь оборудует переезды устройствами заграждения (УЗП), обеспечивает работу дежурных, светотехники и звуковой сигнализации, связи. К примеру, данный вопрос обсуждался с правительствами Пермского края, ХМАО-Югры, и предложения по пилотным проектам получили поддержку.

- корр: Может быть, для лучшей аргументации еще раз озвучите конкретные цифры и примеры ДТП на переездах?

Несмотря на принимаемые СвЖД меры, с начала 2012 года на Свердловской магистрали произошло 15 дорожно-транспортных происшествий на переездах, пострадали 7 человек, 3 из них погибли. Все ДТП произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые в нарушение Правил дорожного движения выезжали на переезды при запрещающих показаниях автоматической сигнализации.

Особую тревогу вызывают случаи столкновений автотранспорта с пассажирскими поездами, когда под угрозой оказываются жизнь и здоровье пассажиров. Так, буквально накануне, 9 декабря на регулируемом переезде без дежурного работника 271 км ст. Ингаир (участок Тобольск – Сургут) произошло столкновение локомотива пассажирского поезда №110 "Москва – Новый Уренгой" с автомобилем марки "КАМАЗ". Водитель автомобиля скончался по дороге в больницу.

4 декабря автомобиль МАН, груженый асфальтом, выехал на переезд 77 км перегона Перебор – Кунавино при запрещающем показании исправно действующей переездной сигнализации и столкнулся с грузовым поездом. Локомотивная бригада (машинист Роман Захаров 1983 г.р. и помощник Александр Калистратов 1985 г.р.) погибли. Движение на перегоне было остановлено. Нанесен значительный ущерб имуществу дороги.

- корр: Давайте представим, что власти откликнулись, выделили средства и установили камеры на всех переездах… что станет следующим шагом?

В настоящее время проходит эксплуатационные испытания опытный образец "Устройства заграждения переезда универсального" для переездов с дежурным и без дежурного работника (УЗПУ), разработанный Уральским отделением ОАО "ВНИИЖТ" на переезде 46 км ст. Мраморская. В инвестиционной программе предусмотрено внедрение на переезде 24 км ст. Сысерть усиленного варианта УЗП. После проведения испытаний модернизированное УЗП будет запущено в массовое производство, появится возможность оборудовать устройствами заграждения переезды без дежурного работника.

Кроме того, необходимо усовершенствовать законодательство. Согласно статьи 21 Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", владельцы железнодорожных путей обязаны содержать участки автодорог в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или, при отсутствии шлагбаума, на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования). При этом данные участки автодорог не являются собственностью ОАО "РЖД", а числятся у балансодержателей автодорог.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в соответствии с которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит очистка проезжей части, ремонт сколов, устранение деформаций и повреждений, в том числе заделка выбоин. При этом объем и геометрические размеры выбоин не определены.

Пользуясь несовершенством законодательства, органы местного самоуправления и ГИБДД зачастую обращаются к нам с необоснованным требованием привести участки автодорог в границах переездов в нормативное состояние с проведением "ямочного" ремонта.

Но "ямочный" ремонт, который, как правило, требует укладку нового асфальтового покрытия, относится к работам по ремонту автомобильных дорог. Он должен выполняться специализированными организациями, имеющими ресурсы и соответствующие технологии, по заказу балансодержателей (например, Управления автомобильных дорог Свердловской области), у которых как раз и аккумулируются источники финансирования в виде амортизации. В свою очередь ОАО "РЖД" согласно законодательству выполняет все работы по поддержанию своих объектов в надлежащем состоянии, вкладывает значительные средства в модернизацию.

Приходится заниматься определением зон ответственности и поиском компромиссов с балансодержателями автодорог. Ситуацию облегчила бы разработка на уровне Минтранса РФ соответствующего регламента по разграничению полномочий и обязанностей между балансодержателями автодорог и переездов. А до появления федерального документа необходимо подготовить временные регламенты в субъектах РФ.

- корр: Много нареканий от автовладельцев поступает именно по качеству автодорог на подходах к переездам. Балансодержатели "бастуют"?

- На полигоне Свердловской магистрали эксплуатируется 6 железнодорожных переездов через автодороги, не имеющие балансодержателей. СвЖД в целях обеспечения безопасности пассажиров неоднократно выходила с предложениями закрыть такие объекты, однако администрации муниципалитетов не дают согласия – но и не принимают меры по определению балансодержателя автодорог, органы ГИБДД также бездействуют. Напомним, законодательство в таких случаях предусматривает возможность муниципалитетам брать объекты на свой баланс (в собственность МО) в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 580. Поэтому в очередной раз обращаюсь к главам местных администраций и органам ГИБДД с предложением занять более конструктивную позицию в вопросе закрытия для движения автотранспорта переездов через автодороги, не имеющие собственников, или определить для них балансодержателей с целью приведения в надлежащее состояние.

Отдельная тема – содержание балансодержателями автодорог подходов к переездам. Согласитесь, если внимание водителя приковано к дорожному покрытию, и он озадачен больше тем, как бы не попасть колесом в яму, а не показаниями переездной сигнализации, - безопасность страдает. В текущем году 128 переездов (в Свердловской области – 83) эксплуатируются с подходами, не соответствующими требованиям Инструкции по эксплуатации. На подходах к 62 переездам отсутствует горизонтальная площадка. 16 переездов имеют уклоны автодорог более 50%, в том числе 6 – уклон в сторону переезда.

СвЖД неоднократно обращалась к балансодержателям и руководителям муниципалитетов с требованиями приведения подходов автодорог к переездам в безопасное состояние, но вопрос так и не решен. Надеюсь, нам не придется переходить к крайним мерам.

- корр: На заседании комиссии по безопасности дорожного движения Свердловской области СвЖД выступала с инициативой по ужесточению норм административного воздействия к нарушителям правил проезда через переезды…

Этим вопросом ОАО "РЖД" занимается на всех уровнях. Так, 23 октября 2012 г. в Москве на совещании у первого вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Морозова было принято решение обратиться в комитет Государственной Думы РФ по транспорту, МВД и Минтранс России с предложением о повышении размера административного штрафа за нарушение водителями ПДД в части проследования через железнодорожный переезд при запрещающих показаниях светофоров автоматической переездной сигнализации (в том числе зафиксированные системами видеонаблюдения), до 100 тысяч рублей. А в зависимости от тяжести последствий – вплоть до уголовной ответственности.

Если человек, как в анекдоте, "машину купил, права купил, ездить не купил" - у него нужно забирать права, пока он не стал виновником гибели людей. И мы будем выступать за ужесточение законодательства в этом направлении.

Если в 1995-2008 г. в РФ было построено 207 автомобильных путепроводов через железнодорожные пути, то в 2009 году завершено строительство всего 1 путепровода, а в 2010 - трех. Планом на 2011-2015 годы предусмотрено построить 65 путепроводов. ("ГУДОК" №37 от 10.03.2011 г.).