Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
23.10.2012   13:49

Ресурс безопасности: железнодорожный транспорт переживает непростые времена ("Эхо Москвы - Екатеринбург" 17 октября 2012 г.)

Как работает пассажирский комплекс после проведения реформы ОАО "РЖД"? К чему привело образование ОАО "Федеральная пассажирская компания" ("ФПК"), как формируется тариф для пассажира и почему необходимы дотации государства? На эти и другие вопросы отвечают начальник Свердловской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре – структурного подразделения ОАО "РЖД" Сергей Васильевич Нех и первый заместитель начальника Уральского филиала ОАО "Федеральная пассажирская компания" Алексей Валентинович Балашков.

 

Корр: почему вы пришли вдвоем – вы представляете две структуры?..

 

С. Нех: Если говорить упрощенно, "Федеральная пассажирская компания" занимается организацией пассажирских перевозок в дальнем следовании, а Свердловская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" - содержанием и развитием инфраструктуры.

 

Что такое ОАО "ФПК", для чего она создана и насколько можно сейчас оценить эффективность этого шага?

 

С. Нех: "Федеральная пассажирская компания" – крупнейшее дочернее общество ОАО "РЖД", начала хозяйственную деятельность 1 апреля 2010 года. Цель создания компании – организация эффективного бизнеса в сфере перевозки пассажиров в дальнем следовании. В уставный капитал ОАО "ФПК" было передано все имущество пассажирских перевозок, включая парк вагонов. Преобразование пассажирского комплекса – неотъемлемая часть всей структурной реформы ОАО "РЖД" и выделение работы по направлениям позволяет более четко решать проблемы, связанные с перевозкой и обслуживанием пассажиров.

В сфере влияния Свердловской железной дороги пассажирскими перевозками занимаются: перевозчики - в пригородном сообщении это ОАО "Свердловская пригородная компания", в дальнем - Уральский филиал ОАО "ФПК". На крупных вокзалах пассажиров обслуживает региональная Дирекция железнодорожных вокзалов, на небольших станциях – Свердловская дирекция пассажирских обустройств. Собственником подвижного состава электропоездов и пригородных вагонов является Дирекция моторвагонного подвижного состава.

Приведу примеры, которые показывают, какие положительные сдвиги произошли в работе пассажирского комплекса в целом. Первое - у каждой из дирекций имеется своя инвестиционная программа и план капитального ремонта. То есть налицо разделение средств по направлениям, определение первоочередных затрат и потребностей, согласно которым формируется дальнейшая стратегия. Второе – это показатели работы пассажирского комплекса. В частности, в сентябре и в целом за 9 месяцев мы отправили на 2% пассажиров больше, чем в прошлом году. В сезон летних перевозок, только с мая по сентябрь, мы перевезли более 18 млн пассажиров, что составляет 64% от всех 9 месяцев. Было назначено 160 дополнительных поездов, на 50 больше, чем в прошлом году.

 

Расскажите о новых сервисах и услугах, которыми могут пользоваться пассажиры.

 

А. Балашков: На полигоне Свердловской железной дороги функционирует 6 транзакционных терминалов регистрации (ТТР), в которых можно распечатать билеты, оформленные через Интернет (получить бумажную версию проездных документов): два в Екатеринбурге, один в Перми, один в Тюмени, один в Сургуте, один в пункте продажи Пыть-Ях. В крупных городах (Екатеринбург, Пермь, Тюмень) установлены также транзакционные терминалы самообслуживания (ТТС): они предоставляют возможность выбрать условия поездки, оплатить проезд платежной картой и получить проездной документ в режиме реального времени. Терминал выдает пассажиру 2 документа – билет на поезд установленного образца и чек, подтверждающий факт списания средств с банковской карты. Добавлю, что эти услуги весьма востребованы: ежегодный рост покупки билетов через Интернет составляет порядка 15%.

 

Что будет с ценами на билеты, с новыми направлениями и с поддержкой пассажирских перевозок со стороны федерального бюджета? Нужны ли дотации?

 

А. Балашков: Объем пассажиров, перевозимых ОАО "ФПК", составляет около 99% общего объема дальних перевозок железнодорожным транспортом России. Государство приняло на себя обязательства по установлению тарифов для пассажиров в социальном сегменте перевозок (общие и плацкартные вагоны) ниже себестоимости и обязательства по 100%-ой компенсации перевозчику выпадающих от госрегулирования доходов.

Себестоимость перевозки в расчете на одного пассажира в плацкартном вагоне составляет 1448 рублей. Из них пассажир оплачивает 865 рублей, следовательно, выпадающие доходы перевозчика составляют 583 рубля. Фактически государство компенсирует нам только 446 рублей, а 137 рублей вынуждено покрывать ОАО "ФПК" за счет других доходов, например, от дерегулируемых перевозок (вагоны купе и СВ).

 

С. Нех: На сегодняшний день у государства сложилась позиция, которая может привести к не очень приятным последствиям. В 2011 году бюджетная заявка ОАО "ФПК" составляла 36,7 млрд рублей, государство субсидировало только 30 млрд рублей. в 2011 году субсидии на возмещение потерь в доходах, предусмотренные федеральным бюджетом в объеме 30 млрд, были израсходованы уже по итогам 10 месяцев работы компании. Дефицит бюджетных средств к концу 2011 года составил 7, 2 млрд. руб. Фактически, последние два месяца 2011 года ОАО "ФПК" выполняло обязательства государства перед гражданами РФ за счет собственных средств в полном объеме. Иными словами, компания вынуждена прибегать к перекрестному субсидированию за счет перенаправления прибыли, получаемой от прочих видов деятельности.

В 2012 году ситуация повторяется, но уже с октября месяца. Дефицит субсидий за 2012 год достигнет 6 млрд. рублей.

Столкнувшись с такими вызовами, в компании был проведен комплексный анализ деятельности. По результатам - разработана и реализована полномасштабная программа сокращения затрат. Эффект от ее реализации за 2010-2011 годы составил 11 млрд. рублей за счет оптимизации численности персонала, сокращения программ ремонтов и технического обслуживания более чем на 30%, закрытия 6 депо, 24 багажных отделений, 13 пунктов формирования поездов, что не повлияло на качество и безопасность перевозок.

Вряд ли найдется другая компания, которая, находясь в условиях столь жесткого тарифного регулирования, смогла бы добиться снижения себестоимости продукции.

Мы этого добились – в 2011 году себестоимость перевозок была снижена к уровню 2010 года на 1%, при том что потребительские цены выросли на 8,6%, обеспечивая использование вместимости плацкартного вагона на уровне 80% на всем пути следования (из пунктов отправления вагоны уходят заполненными на 100 %), сдерживая рост себестоимости значительно ниже уровня инфляции и доказывая эффективность субсидирования перевозок железнодорожным транспортом.

На 2013 год при бюджетной заявке 36,6 млрд рублей государство рассматривает выделение лишь 14,8 млрд рублей. Столкнувшись с дефицитом бюджета, ОАО "ФПК" вынуждена будет пойти на непопулярные меры: отказаться от покупки новых плацкартных вагонов, отменить нерентабельные поезда (по сети дорог - это будет порядка 235 поездов), закрыть часть ремонтных депо. Таким образом, сокращение бюджетных ассигнований ОАО "ФПК" будет иметь отрицательные последствия для всех заинтересованных сторон – для пассажиров, государства, компании, затронет машиностроительные и ремонтные предприятия, в том числе градообразующие.

- 235 поездов?

- Да, это по всей сети железных дорог России. На полигоне СвЖД в 2013 году планируется сокращение одного поезда №608 сообщением Екатеринбург – Бокситы. Однако пассажиры не должны почувствовать неудобств, для удовлетворения потребностей населения на участке от Серова до Бокситов мы организуем пригородное движение. Будем надеяться, что размер дотаций все-таки увеличится, и поезда сохранят ту маршрутную сеть, в которой они сейчас следуют.

 

ЧП в Каменск-Уральском. В чем была причина и сделаны ли выводы на будущее?

 

С. Нех: Безусловно, выводы будут сделаны самые серьезные. Во-первых, мне бы хотелось от лица ОАО "РЖД" извиниться перед пассажирами поезда №345 сообщением Адлер - Нижний Тагил и их родственниками за допущенный на дороге случай. Действительно, 13 октября на станции Каменск-Уральский машинист маневрового тепловоза воспринял разрешающий сигнал пассажирскому поезду за свой, и, нарушив все регламенты и инструкции, привел локомотив в движение и допустил боковое столкновение с пассажирским поездом. В результате произошел сход одного пассажирского вагона и двух локомотивов.

Фактов получения очевидных травм при первичном осмотре пассажиров выявлено не было, три человека и проводник обратились к медикам с жалобами на ушибы и стрессовое состояние. Фельдшер медпункта вокзала Каменск-Уральский с первых минут была на месте происшествия и оказывала помощь. В течение 30 минут прибыли главный врач НУЗ Узловая поликлиника на ст. Каменск-Уральский ОАО "РЖД" и заместитель начальника региональной Дирекции медицинского обеспечения. Всех пассажиров из пострадавших вагонов разместили в здании вокзала, где с ними беседовали психологи и хирург-травматолог. Проводник поезда (жительница Каменск-Уральского) самостоятельно обратилась в городской медпункт. В Екатеринбурге в поезд была посажена бригада врачей – психолог, невролог, психофизиолог, хирург, которые ходили по вагонам и готовы были оказать помощь всем обратившимся. По прибытии поезда в Нижний Тагил случаев обращения граждан в связи с травмами или последующим ухудшением здоровья по вероятной причине данного ЧП не зафиксировано.

Мне хотелось бы сказать, что обеспечение безопасности движения поездов остаётся одной из важнейших задач компании, решение которой определено в качестве безусловного приоритета и в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, и в корпоративной стратегии. В компании РЖД развитие системы управления безопасностью движения ведется на основе новых подходов, принципов и инструментария. Мониторинг состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава, анализ и оценка рисков стали носить системный характер. Но в данном случае, как это ни прискорбно, вновь вышел на первое место человеческий фактор. Поэтому непосредственные виновники будут привлечены к ответственности и уволены, будут наказаны самым строгим образом их руководители. Выводы будут сделаны, и, я думаю, в дальнейшем нам удастся избежать таких инцидентов.

 

А. Балашков: Анализируя последствия ЧП, мы произвели оценку действий поездной бригады и оценили ее как квалифицированную. Проводники, сами получившие стресс от такой ситуации, сделали все правильно: совместно с двумя пассажирами выбили окно, как и положено по инструкции, и обеспечили в течение 30 минут эвакуацию пассажиров из пострадавшего вагона.

 

С. Нех: Место схода было в 300 метрах от вокзала и люди дошли туда пешком, на вокзале им были предложены чай и конфеты. В дальнейшем пассажиры были пересажены на свободные места в другие вагоны, и поезд был отправлен по назначению. В Нижний Тагил прибыло 84 человека. У каждого рабочего тамбура их встречали руководители подразделений ОАО "РЖД" по Нижнетагильскому региону, с каждым пассажиром побеседовали, поинтересовались о необходимости оказания помощи. Еще до прибытия поезда по вокзальной радиосвязи до встречающих доводилась информация об организации бесплатной доставки автобусами пассажиров поезда и их родственников до всех районов города, а для транзитных пассажиров - в ближайшие города (Кушва, Качканар, Верхняя и Нижняя Салда). Всего было организовано 9 автобусов, услугами автодоставки воспользовались более 30 человек.

 

В подобных случаях на какую компенсацию можно рассчитывать? Существует ли страхование пассажиров, и в каком размере?

 

А. Балашков: Каждый пассажир у нас застрахован на 12 тысяч рублей. За страховку он платит 2 рубля 30 копеек - эта обязательная сумма включена в стоимость билета. По добровольному страхованию выплаты колеблются от 410 до 820 тысяч рублей в зависимости от внесенной оплаты. Компенсации оформляют в установленном порядке: нужно собрать документы и предоставить их в страховую компанию. В таком случае как Каменск-Уральский, естественно, мы окажем помощь в получении необходимых документов. За консультацией можно обращаться по телефону бесплатной горячей линии Уральского филиала ОАО "ФПК" 8-800-200-57-67. Также информацию можно получить на сайте страхового общества ЖАСО http://www.zhaso.ru

Напоследок хотелось бы отметить, что при всех тех неурядицах, которые сегодня существуют, железнодорожный транспорт является самым безопасным. И что самое главное, с годами это не меняется, о чем свидетельствует статистика.