Инфраструктурные проекты

 

Свердловская магистраль – полигон для эксплуатации инновационной газомоторной техники.

Газотурбовоз Применение в качестве дешевого и экологически чистого топлива для локомотивов сжиженного природного газа (СПГ) является одним из перспективных направлений реализации Энергетической стратегии ОАО "РЖД". Данная технология позволяет снизить затраты на приобретение дорогостоящего дизельного топлива и, как следствие, добиться снижения себестоимости грузоперевозок. Также, по расчетам экспертов, в 2 – 2,5 раза снижается выброс вредных веществ в атмосферу.

Свердловская железная дорога была выбрана в качестве полигона для испытаний опытных образцов газомоторной железнодорожной техники – газотурбовозов. Это принципиально новый вид тягового подвижного состава, работающий на СПГ. Он может развивать значительную мощность при сравнительно небольших габаритах и массе, на равнинных участках способен водить тяжеловесные составы весом до 15 тыс. тонн. При этом даже при полной проектной нагрузке газотурбовоз развивает скорость до 100 км/ч. Показатели выхлопа газотурбинного двигателя соответствуют самым строгим европейским экологическим стандартам, а уровень внешнего шума укладывается в действующие санитарные нормы РФ.

В кабине газотурбовозаИмеющиеся на СвЖД протяженные неэлектрифицированные участки различного профиля хорошо подходят для эксплуатации газотурбовозов. Подготовлена и инфраструктура – под Екатеринбургом построен комплекс по производству СПГ со специальным пунктом для заправки подвижного состава. Семь наиболее опытных локомотивных бригад прошли специальную переподготовку для вождения перспективных машин.

С октября 2013 года на базе депо Егоршино эксплуатируется первый магистральный газотурбовоз ГТ1h-001. Он успешно водит поезда (в том числе повышенного веса и длины) на участке Егоршино – Алапаевск – Серов-Сортировочный.

C 2014 года на СвЖД проводились испытания маневрового газотепловоза ТЭМ19 (оснащен газопоршневым двигателем), который затем официально пополнил локомотивный парк Свердловской магистрали.

В ноябре 2015 года на дорогу поступил второй, усовершенствованный (серийный) образец газотурбовоза ГТ1h-002. 

Газотурбовоз2Важным этапом испытаний была проверка возможностей газотурбовоза на северном неэлектрифицированном полигоне Свердловской магистрали, где в перспективе планируется организовать эксплуатацию такой техники. В рамках эксперимента 23 мая 2016 года ГТ1h-002 успешно провел без дозаправки в пути поезд массой 9 тыс. тонн на участке Сургут – Войновка (почти 700 км). 

В целом в рамках программы испытаний на Свердловской железной дороге газомоторные локомотивы в реальных условиях эксплуатации подтвердили заявленные технико-экономические, эксплуатационные и экологические характеристики.


17 июня 2016 года  ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", ЗАО "Трансмашхолдинг" и АО "Группа Синара" заключили соглашение о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива. 

15 февраля 2018 года ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", АО "Группа Синара" и ЗАО "Трансмашхолдинг" подписали программу совместных мероприятий по реализации данного соглашения. Сторонам предстоит совместная работа по разработке и совершенствованию конструкции газомоторных локомотивов, развитию инфраструктуры обеспечения СПГ газомоторных локомотивов, развитию инфраструктуры сервисного обслуживания локомотивов и подготовке нормативно-правовой базы.

В соответствии с программой ОАО "РЖД" планирует к 2023 году увеличить парк работающих на СПГ магистральных газотурбовозов и маневровых газотепловозов суммарно с 3 до 22 единиц. Для их заправки топливом "Газпром" предполагает построить два малотоннажных комплекса по производству СПГ (на газораспределительных станциях в городах Тобольск и Сургут), а также площадки для размещения передвижных заправщиков на станциях Войновка и Сургут.

В рамках программы на пилотном этапе (2013-2019 гг.) осуществляется эксплуатация газотурбовозов на участке Егоршино – Серов-Сортировочный протяженностью 302 км с поездами массой до 9000 тонн и маневрового газотепловоза ТЭМ19 на станции Егоршино.

На первом этапе (2020-2022 гг.) планируется организовать перевозки поездов массой до 9000 тонн на участке Войновка – Тобольск протяженностью 222 км, а также эксплуатацию маневровых газотепловозов на станциях Егоршино, Войновка и Тобольск. Позднее (2023-2025 гг.) полигон вождения поездов массой до 9000 тонн с газомоторными локомотивами будет расширен до 1097 км (Егоршино – Серов-Сортировочный и Войновка – Тобольск – Сургут), маневровые газотепловозы станут обслуживать станцию Сургут.

screenRenderTime=1