Инфраструктурные проекты

 

Свердловская магистраль – полигон для эксплуатации инновационной газомоторной техники.

Газотурбовоз Применение в качестве дешевого и экологически чистого топлива для локомотивов сжиженного природного газа (СПГ) является одним из перспективных направлений реализации Энергетической стратегии ОАО "РЖД". Данная технология позволяет снизить затраты на приобретение дорогостоящего дизельного топлива и, как следствие, добиться снижения себестоимости грузоперевозок. Также, по расчетам экспертов, в 2 – 2,5 раза снижается выброс вредных веществ в атмосферу.

Свердловская железная дорога была выбрана в качестве полигона для испытаний опытных образцов газомоторной железнодорожной техники – газотурбовозов. Это принципиально новый вид тягового подвижного состава, работающий на СПГ. Он может развивать значительную мощность при сравнительно небольших габаритах и массе, на равнинных участках способен водить тяжеловесные составы весом до 15 тыс. тонн. При этом даже при полной проектной нагрузке газотурбовоз развивает скорость до 100 км/ч. Показатели выхлопа газотурбинного двигателя соответствуют самым строгим европейским экологическим стандартам, а уровень внешнего шума укладывается в действующие санитарные нормы РФ.

В кабине газотурбовозаИмеющиеся на СвЖД протяженные неэлектрифицированные участки различного профиля хорошо подходят для эксплуатации газотурбовозов. Подготовлена и инфраструктура – под Екатеринбургом построен комплекс по производству СПГ со специальным пунктом для заправки подвижного состава. Семь наиболее опытных локомотивных бригад прошли специальную переподготовку для вождения перспективных машин.

С октября 2013 года на базе депо Егоршино эксплуатируется первый магистральный газотурбовоз ГТ1h-001. Он успешно водит поезда (в том числе повышенного веса и длины) на участке Егоршино – Алапаевск – Серов-Сортировочный.

В 2014 года на СвЖД проводились испытания маневрового газотепловоза ТЭМ19 (оснащен газопоршневым двигателем), который затем официально пополнил локомотивный парк Свердловской магистрали.

В ноябре 2015 года на дорогу поступил второй, усовершенствованный (серийный) образец газотурбовоза ГТ1h-002. За время подконтрольной эксплуатации локомотив выполнил работу в объеме 110 млн тонно-километров брутто, а его пробег превысил 20 тыс. км.

Газотурбовоз2Важным этапом испытаний была проверка возможностей газотурбовоза на северном неэлектрифицированном полигоне Свердловской магистрали, где в перспективе планируется организовать эксплуатацию такой техники. В рамках эксперимента 23 мая 2016 года ГТ1h-002 успешно провел без дозаправки в пути поезд массой 9 тыс. тонн на участке Сургут – Войновка (почти 700 км). На основе полученных данных прорабатывается технология организации перевозочного процесса, когда тяжеловесные составы с углеводородными грузами с севера Тюменской области будут вывозиться на газотурбовозной тяге до станции Войновка, а далее их без переформирования поведут по Транссибу мощные трехсекционные электровозы 2ЭС10 "Гранит".

В целом в рамках программы испытаний на Свердловской железной дороге газомоторные локомотивы в реальных условиях эксплуатации подтвердили заявленные технико-экономические, эксплуатационные и экологические характеристики.

17 июня 2016 года в рамках Петербургского международного экономического форума ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", ЗАО "Трансмашхолдинг" и АО "Группа Синара" заключили соглашение о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива. Стороны договорились о синхронизации этапов формирования парка локомотивов, работающих на СПГ, создании инфраструктуры для проведения его технического обслуживания и развитии пунктов заправки локомотивов природным газом.

Газотурбовоз ГТ1h-002 прошел сертификационные испытания на базе научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) в Коломне, получил в декабре 2016 г. сертификат  соответствия.  После испытаний ГТ1h-002 вернулся в депо Егоршино и продолжил работу на Свердловской железной дороге. Серийное производство таких машин планируется наладить на Людиновском тепловозостроительном заводе (входит в холдинг "Синара–Транспортные Машины").

screenRenderTime=1