Дорожный музей

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

музей С 2003 года Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги располагается в здании первого железнодорожного вокзала г.Екатеринбурга. Старый вокзал был построен по проекту архитектора П. П. Шрейбера и является памятником истории и культуры Х1Х века.

В 2004 г. проект реставрации Екатеринбургского вокзала получил две награды: "Бронзовый диплом" Союза архитекторов России на 12 международном фестивале "Зодчество 2004"и первое место на региональном конкурсе "Рука мастера" в области архитектурных и дизайнерских работ.

Здание вокзала после реставрации преобразилось - и вместе с тем, осталось для горожан узнаваемым, поскольку решение о сохранении его архитектурного облика было принято изначально. Первый железнодорожный вокзал ценен для истории города, именно он запечатлен на одном из первых фотографических изображений Екатеринбурга в конце 80-х годов 19 века. Вокзал города сохранился до наших дней в неизмененном виде, наряду с такими памятниками архитектуры, как усадьба Харитоновых-Расторгуевых, Горная аптека, дом Малахова и др.

начальник станции

Площадь перед музеем

На открытой площадке, предваряющей вход в музей, посетителей встречают скульптуры, олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох – начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай. Непосредственно перед входом расположилась группа "Пассажиры", иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале. Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры – скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.

Скульптуры удачно обыгрывают представленные здесь же натурные экспонаты: тележку путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством.

Внутренняя экспозиция

Что касается внутренней части экспозиции, то она условно разделена на 2 части: историческую и техническую. Историческая часть включает период от создания первого в России паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми до современного периода реформирования транспорта: строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатацию Уральской Горнозаводской и Пермской дороги, развитие образования, науки, социальной сферы .

Чтобы облегчить восприятие технической части экспозиции, когда в экскурсии приходится использовать и специальные термины, организованы своего рода игровые зоны. Путевые рабочиеЭто перрон Екатеринбургского вокзала с пассажиркой, багажом, скамейкой и станционным колоколом, созданные по фотографии перрона 19 века. Это действующий макет железнодорожных станций Верх-Нейвинск и Ревда, представляющих паровозную и электровозную виды тяги. Это объемная, выполненная в масштабе, карта-схема Свердловской железной дороги, иллюстрирующая этапы проведения электрификации. Это и большие фотографии, заполняющие арочные проемы и соответствующие определенному направлению в деятельности магистрали.

При создании отраслевой части экспозиции сотрудники музея старались избежать "технократичности". Главное место в экспозиции занимает Человек, его потребности, возникающие на каждом этапе развития, нравственная проблема "человек – техника", поиск ее решения. Экспозиция, построенная по отраслевому принципу, отражает историю науки и техники в хронологической последовательности.

макет паровозаДля достоверной и образной интерпретации технико-исторических процессов в экспозиции широко представлены модели и макеты подвижного состава, коллекции натурных экспонатов - рельсов и средств связи, представлены рабочие места машиниста электровоза ВЛ 11, дежурного по станции и билетного кассира, показана контактная сеть, инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта.

Такое решение помогает восприятию технической части и одновременно выполняет функции обучения, профориентации, расширяя знания об отрасли, и помогает определиться с выбором профессии.

Новая экспозиция музея дороги интересна всем категориям посетителей – от детей до взрослых, от любителей до специалистов железнодорожного транспорта. Дорожный музей по праву считается визитной карточкой Свердловской магистрали, летописцем ее богатой и яркой истории.

Адрес музея: Екатеринбург, ул.Вокзальная, 14.

Телефон: (343) 358-42-22

screenRenderTime=1