Пресса о нас

10.08.2016|10:10

Объединяться вокруг сильных: Государственным компаниям не привыкать вывозить экономику ("Гудок" от 10 августа 2016 года)

В непростые времена государственные компании стараются создать возможности для развития производственных отраслей. РЖД – не исключение. И дело не ограничивается поиском внутренних резервов. В условиях, когда значение имеет каждая тонна груза, приоритетом становится создание комплексных продуктов для максимального удовлетворения потребностей клиента. Практика показала, что такой подход оправдан. РЖД планомерно превращаются из перевозочной компании в транспортно-логистическую, а тарифная нагрузка на экономику снижается. Об этом наш сегодняшний разговор с Алексеем Мироновым, начальником Свердловской железной дороги.

– Алексей Юрьевич, как вы оцениваете ситуацию на рынке грузоперевозок? Каковы тенденции в границах магистрали? 

– По объёмам грузовой работы дорога по-прежнему занимает второе место с долей в общей погрузке 11,3%. За 6 месяцев погружено 68 млн тонн различных грузов (среднесуточно 373,4 тыс. тонн). По сравнению с первым полугодием 2015-го рост составил 1,3%. Погрузка в целом по сети выросла на 1,8% – чуть больше, чем у нас. Но надо учитывать, что весь прошлый год СвЖД в отличие от других дорог показывала рост, то есть не проседала по объёмам.
Общая динамика свидетельствует о повышении деловой активности в бизнесе и об адаптации производства к новым экономическим условиям. По отраслям промышленности ситуация выглядит следующим образом. Рост сохраняется по нефтепродуктам: в частности, на станциях Сургутского региона их погрузка в первом полугодии увеличилась на 12,8%. При этом в лидеры по динамике вышли грузы стройиндустрии. Это объясняется тем, что в текущем году финансирование летней автодорожной кампании в регионах началось раньше.
Кроме того, начался завоз материалов для строительства в Тобольске крупнейшего в России завода по производству полиэтилена ("СИБУР").
Стабильно производят отгрузку предприятия цветной металлургии. А снижение в чёрной металлургии соответствует мировой экономической конъюнктуре (падение котировок на мировых рынках, снижение спроса со стороны предприятий машиностроения и строительной отрасли).
При этом стоит отметить рост предъявления к перевозкам железнодорожным транспортом продукции с высокой добавленной стоимостью: металлоконструкций (+13%), оборудования (+30%), товаров промышленного назначения (+15%).

– Соответствуют ли инфраструктурные возможности СвЖД запросам реального сектора? 

– Свердловская магистраль полностью удовлетворяет потребности экономики регионов в грузоперевозках. В нормативные сроки доставляется уже 99,7% вагонов. При этом железная дорога не прекращает работу над повышением конкурентоспособности, изучает возможности формирования новых транспортных потоков, реализует ряд важных инфраструктурных проектов. На реализацию инвестпрограммы в первом полугодии было направлено 5,9 млрд руб. В целом в текущем году объём инвестиций ОАО "РЖД" в развитие магистрали составит 25,3 млрд руб. 

– Макроэкономическая ситуация заставляет предприятия искать способы оптимизировать логистику и сокращать расходы…

– Каждому клиенту мы предлагаем привлекательные с точки зрения экономики и логистики схемы, в том числе с использованием возможностей тарифного коридора. С начала года на дорогу было переключено более 1,6 млн тонн грузов, которые ранее перевозились автотранспортом. А всего с 2012 года мы вернули к перевозке более 8,5 млн тонн грузов, освободив автодороги от 212 тыс. гружёных тяжеловесных машин. 
При этом, как отмечают грузоотправители, перспективы более тесного сотрудничества с железной дорогой открывает расширение спектра предоставляемых ОАО "РЖД" услуг в формате 3–4PL. (2PL – это базовая перевозка грузов, уровни 3PL и 4PL предполагают предоставление комплекса услуг, управление всеми логистическими процессами компании-клиента с учётом долгосрочных стратегических целей. – Ред.). Если раньше мы были исключительно перевозчиком груза, то теперь РЖД могут предоставить грузоотправителю комплексную услугу. Предприятия рассматривают варианты передачи на аутсорсинг управление своей транспортной моделью в целом (снабжение, сбыт, складская логистика, аренда подъездных путей, локомотивов).
Клиенты Свердловского ТЦФТО уже сейчас пользуются универсальным транспортным сервисом на основе единого договора, что позволяет оптимизировать транспортные и складские издержки. В комплекс услуг входят погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, его доставка со станции выгрузки до склада клиента, предоставление подвижного состава. За шесть месяцев заключено 56 договоров на оказание транспортно-логистических услуг. Объём привлечённого груза составил более 115 тыс. тонн. Полный аутсорсинг транспортной логистики также предлагают своим клиентам "РЖД Логистика" и GEFCO.

– Тема комплексной логистики сейчас очень актуальна. Не могли бы вы рассказать подробнее о том, что делается в этом направлении? 

– В июле на международной выставке "Иннопром-2016" в Екатеринбурге свои продукты представили дочерние логистические компании РЖД – "ТрансКонтейнер" и "РЖД Логистика". Речь шла, в частности, о контейнерных перевозках по маршруту Китай – Европа – Китай, а также о доставке почтовых отправлений и сборных грузов из Китая в Россию за 14 суток. Такие проекты интересны как российским поставщикам и производителям, так и иностранным партнёрам. 
Обсуждение потребностей наших клиентов определило наиболее востребованные продукты в сфере железнодорожных перевозок и комплексной логистики. К примеру, "РЖД Логистика" в нашем регионе тесно взаимодействует с холдингами ЕВРАЗ и УГМК (Уральская горно-металлургическая компания. – Ред.). Логистический аутсорсинг даёт ощутимый экономический эффект, поэтому объёмы сотрудничества постепенно увеличиваются. Для предприятий "ЕВРАЗ Холдинга" обеспечивается комплекс услуг по снабжению, сбыту, складской логистике, аренде подъездных путей и локомотивов.
В качестве положительного примера можно привести опыт сотрудничества с группой ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод. – Ред.). В этом году при участии GEFCO организована графиковая перевозка грузов с учётом технологического цикла Челябинского трубопрокатного и Первоуральского новотрубного заводов. Для клиента был сформирован пакет услуг со значительным снижением расчётного времени перевозки.
"ТрансКонтейнер" внедряет передовые технологии перевозки грузов в контейнерах с использованием ступенчатой маршрутизации (когда "ядро" маршрута перевозится со станции погрузки до станции пополнения, а затем отправляется в пункт назначения) и формированием контейнерных шаттл-поездов, следующих по расписанию.
Интерес наших клиентов к транспортным продуктам с дополнительными логистическими услугами продолжает расти. На СвЖД сейчас разрабатываются проекты комплексного обслуживания нескольких крупных промышленных предприятий Уральского региона. Интеграция в транспортную инфраструктуру предприятий даёт возможность существенно оптимизировать технологические процессы, снизить затраты по перевозкам как грузоотправителя, так и перевозчика.
И всё же мы только в начале этого пути. Согласно оценкам экспертов, доля современных услуг класса 3–4PL на транспортно-логистическом рынке в России значительно ниже аналогичных сервисов стран Евросоюза и Китая. Сегодня необходимо задействовать максимально широкий спектр инструментов для удовлетворения ожиданий клиентов и повышения эффективности грузоперевозок.

– С какими ещё потребностями грузоотправителей приходится работать?

– Немаловажное значение для клиентов имеет простота оформления перевозки. СвЖД постепенно переходит на полный электронный документооборот. Внедрение этой технологии позволит исключить предоставление бумажного вагонного листа – необходимые сведения о размещении груза, мастере погрузки будут отражены в электронной накладной и заверены электронной подписью грузоотправителя. В перспективе технология будет внедрена и на других дорогах сети. 
Несмотря на достижения в сфере информационных технологий, ещё есть процессы, требующие оптимизации. Например, клиенты недовольны достаточно сложной процедурой согласования схем погрузки. В качестве решения проблемы сформировано предложение о создании единой дорожной базы данных местных технических условий (МТУ), нестандартных технических условий (НТУ) и эскизов погрузки.
В актуальных экономических условиях организована новая, более эффективная модель взаимодействия с ключевыми клиентами на основе внедрения института персональных менеджеров. Эта система взаимоотношений предусматривает формирование для клиента необходимого набора услуг в зависимости от его потребностей, а также реализацию принципа "одного окна" с целью минимизации административных барьеров при взаимодействии с РЖД, оперативного решения проблемных вопросов.

– Соответствует ли сейчас вагонный парк объёму грузовой базы? "Лишние" вагоны не мешают работать? 

– Считаю, что мы видим созданный при поддержке государства полноценный рынок оперирования грузовыми вагонами. Естественная консолидация парка демонстрирует положительные результаты усилий операторов и перевозчика. Теперь нужно просто работать, не создавая парниковых условий для каких-то конкретных отраслей или бизнесов. 
Парк подвижного состава на сети сейчас порядка 1,1 млн вагонов. В течение года было списано около 100 тыс. вагонов. При этом, по некоторым оценкам, профицит и сегодня составляет более 100 тыс. Можно прогнозировать дальнейшее снижение потребности в подвижном составе, что объясняется в том числе и совершенствованием технологий перевозочного процесса (ускоряется продвижение вагонов).
В частности, благодаря развитию технологии организации отправки грузовых поездов по согласованному с клиентом расписанию количество подвижного состава, участвующего в перевозках, на СвЖД удалось сократить на 31,2%. Сейчас объём грузоперевозок с использованием этой технологии уже более 11% от всей погрузки дороги, графиковая перевозка осуществляется по 34 направлениям. С начала года по расписанию проведено 3 тыс. поездов – на 14% больше, чем в 2015-м. Эта работа позволила нам высвободить значительные мощности инфраструктуры, а предприятиям – повысить эффективность.

– Какие ещё возможности открываются перед региональной экономикой благодаря работе дороги? 

– Свердловская магистраль – крупнейший потребитель продукции предприятий транспортного машиностроения и металлургии Уральского региона. Это задаёт вектор развития территории и положительно влияет на развитие экономики. В частности, для выполнения заказов ОАО "РЖД" в Свердловской области сформировался целый машиностроительный кластер, где выпускаются современные магистральные электровозы 2ЭС6 "Синара" и 2ЭС10 "Гранит", скоростные электропоезда "Ласточка". 
Дорога не случайно была выбрана в качестве полигона для опытной эксплуатации инновационной отечественной газомоторной техники. В регионе создана необходимая инфраструктура для заправки локомотивов сжиженным природным газом. На дороге успешно работают газотурбовозы ГТ1h-001 и ГТ1h-002, а также маневровый газотепловоз ТЭМ19.
ОАО "РЖД" и его филиал СвЖД входят в число крупнейших налогоплательщиков. Так, по итогам первого полугодия в бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды СвЖД перечислила почти 9,5 млрд руб., в том числе 2,21 млрд руб. – в бюджет Свердловской области.

– Нельзя не заметить усилий, которые предпринимают РЖД для улучшения работы пассажирского комплекса. Каких успехов в этой сфере добилась дорога? 
– Хочется отметить, что, несмотря на сокращение платёжеспособного спроса и ужесточение конкуренции с авиа- и автоперевозчиками, количество пассажиров в дальнем и пригородном сообщении на Свердловской дороге увеличилось на 2,5%. С начала года с вокзалов и станций магистрали отправлено более 15 млн человек.
С ноября прошлого года на территории Свердловской области организовано движение электропоездов "Ласточка", которые перевезли уже более 600 тыс. пассажиров. Сейчас маршрутная сеть "Ласточек" составляет 14 поездов. Они соединяют Екатеринбург с Нижним Тагилом, Каменском-Уральским и Кузином. Их расписание скорректировано с учётом пожеланий и потребностей пассажиров. Эксплуатация "Ласточек" позволяет сократить время в пути, повысить комфорт перевозок и привлечь дополнительный пассажиропоток.
В этом году значительно вырос спрос на "южные" поезда. На летний период добавлено 69 рейсов в направлении курортов Северного Кавказа (пассажиропоток увеличился на 18%).
В ближайшее время планируется закончить ремонт вокзалов Тобольск, Нижний Тагил и Пермь-1.
Завершена реконструкция пассажирского здания в Верхотурье – духовном центре Урала. При этом особое внимание уделяется созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
Мы ежемесячно организуем встречи руководителей с пассажирами, изучаем пожелания – словом, ведём системную работу, чтобы компания могла полнее соответствовать ожиданиям клиентов.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1