Пресса о нас

26.12.2013|14:27

Свердловская железная дорога не боится испытаний ("Коммерсантъ–Урал" 26 декабря 2013 г.)

Для Свердловской железной дороги (СвЖД) 2013 год был юбилейным. Ей исполнилось 135 лет. Кроме того, прошло 10 лет со дня основания ОАО "Российские железные дороги", филиалом которого СвЖД сейчас является. Несмотря на сложности в российской экономике, Свердловская магистраль смогла сохранить и увеличить объемы грузоперевозок, обновляет локомотивный парк, увеличивает пропускную способность инфраструктуры.

Юбилейные показатели

4 августа Екатеринбург стал местом проведения главных мероприятий профессионального праздника – Дня железнодорожника. Особую значимость событию в этом году придали важные юбилейные даты – 135-летие Свердловской железной дороги и 10-летие ОАО "РЖД". В торжествах приняли участие руководители ОАО "РЖД" во главе с президентом компании Владимиром Якуниным, руководители промышленных предприятий и органов власти региона.

Юбилейный год для Свердловской магистрали, как и всей железнодорожной отрасли, складывался непросто. Как сообщил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, выступая на итоговом правлении компании в Москве, стагнация в промышленности и строительстве привела к падению спроса на перевозки. В результате падение погрузки грузов на железной дороге по итогам 2013 года составит около 2,8%. "Правление ОАО "РЖД" еще в октябре-ноябре прошлого года увидело риски сокращения экономической активности и включило план антикризисного управления. Однако негативных последствий в полной мере избежать было невозможно", - заявил господин Якунин.

Свердловская железная дорога даже в условиях кризисных явлений в экономике страны смогла сохранить тенденцию роста объемов погрузки. По оперативным данным, по итогам 2013 года на СвЖД будет погружено 128 млн тонн, что выше уровня прошлого года на 0,5% (0,7 млн тонн). Как пояснил на межрегиональном координационном совете начальник СвЖД Алексей Миронов, по итогам 2013 года активное взаимодействие органов власти, бизнеса и железной дороги, в том числе и в рамках работы координационных советов, рабочих групп, проектных офисов, дало ощутимый положительный эффект.

В пресс-службе СвЖД отмечают, что за счет активного развития предприятий севера Уральского федерального округа и реализации ряда перспективных проектов достигнут существенный рост погрузки по Сургутскому региону. Доля нефтеналивных грузов в общей погрузке дороги выросла до 15%. Есть определенные успехи и в вопросе переключения объемов грузоперевозок на железную дорогу с других видов транспорта. Так, например, по результатам совместной работы с органами власти и промышленными предприятиями в 2013 году было привлечено к перевозке 1,4 млн тонн грузов цветной металлургии, ранее перевозимых автомобильным транспортом.

Достигнута положительная динамика к уровню прошлого года по таким показателям как средний вес поезда, средняя длина состава, производительность локомотива и участковая скорость. На 5,8% выросла производительность труда.

Несмотря на общее сокращение доходной базы ОАО "РЖД" в связи со снижением объемов грузовой работы в 2013 году, инвестиционный бюджет СвЖД был сформирован на уровне 29,5 млрд рублей (в 2012 году - 28,7 млрд рублей) и исполнен в полном объеме. Значительная часть инвестиций направлена на устранение инфраструктурных ограничений для пропуска растущего грузопотока нефтехимических грузов с севера Уральского федерального округа. Продолжена реализация масштабного проекта по усилению пропускных способностей участка Тобольск – Сургут – Коротчаево. В текущем году было введено в эксплуатацию 57 км вторых путей. Кроме того, в границах магистрали в 2013 году отремонтировано 710 км пути. Были продолжены работы по обновлению и модернизации устройств электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи.

Совершенство в технологиях

В текущем году на СвЖД были сделаны акценты на повышении эффективности перевозочного процесса.

Одним из важных направлений стало активное внедрение технологии вождения поездов повышенного веса и длины. Всего с начала года на СвЖД проведено более 7,9 тыс. поездов повышенного веса, в том числе 980 поездов весом 9 тыс. тонн. Организовано вождение 100-вагонных порожних составов на участке Коротчаево-Сургут-Войновка. С начала года проведено 232 поезда. "Формирование и вождение тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов является одной из мер по сокращению эксплуатационных расходов ОАО "РЖД", так как позволяет снизить потребность в использовании локомотивов и увеличить провозную способность дорог", - поясняют на магистрали. Для последующего развития тяжеловесного движения на СвЖД реализуются задачи, связанные с техническим дооснащением: реконструкция сортировочных станций, усиление системы энергоснабжения, обновление тягового подвижного состава, повышение качества подготовки локомотивов и локомотивных бригад.

Увеличена маршрутизация основных грузоотправителей углеводородов. На предприятиях ОАО "Новатэк" уровень маршрутизации достиг 64%, ОАО "Сибур-Холдинг" - 42%.

Расширяется полигон применения технологии вождения поездов повышенной скоростью по расписанию. Ярким примером является проект, реализованный с "Евраз-холдингом" на участках Качканар-Смычка, Благодать-Смычка, Смычка-Мыс Астафьева. За 11 месяцев 2013 года было отправлено более 3 тыс. маршрутов, перевезено 7,5 млн тонн, высвобождено 30% подвижного состава. С компанией Сибур-Холдинг в ноябре подписан договор на следование по расписанию 27 маршрутов в месяц с нефтепродуктами по 5 направлениям.

Всего с января по ноябрь текущего года на магистрали по твердым ниткам графика проследовало 3025 грузовых поездов, что на 16,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2014 году СвЖД планирует увеличить долю перевозок по расписанию с 6% до 15%. "Переход на регулярное грузовое движение позволяет оптимизировать ключевые ресурсы перевозочного процесса: локомотивы, локомотивные бригады, количество используемых вагонов и другое", - рассказывают на СвЖД.

Развитие логистического направления становится главной точкой роста для OAО "РЖД". "Новая стратегия развития компании направлена на то, чтобы расширить присутствие в нерегулируемых сегментах бизнеса, предложить новые услуги и стать транспортно-логистическим холдингом, - поясняет Алексей Миронов.

Обновление парка локомотивов

В 2013 году Свердловской магистрали удалось существенно обновить парк тягового подвижного состава: на СвЖД поступило 78 новых локомотивов, из них 35 единиц – современные электровозы серий 2ЭС10 "Гранит" и 2ЭС6 "Синара", произведенные на заводе "Уральские локомотивы" (совместном предприятии корпорации "Сименс" и группы "Синара") в Верхней Пышме. На обновление локомотивного парка направлено 9,6 млрд рублей. Преимущества новых локомотивов неоспоримы: при содержании в рабочем парке 25% локомотивов 2ЭС6, 2ЭС10 (229 единиц) ими в настоящее время выполняется около 40% работы, удельный расход электроэнергии электровоза 2ЭС10 на 5% ниже, чем у электровоза 2ВЛ11, а возврат электроэнергии в контактную сеть в пять раз выше.

Кроме того, СвЖД стала пилотной площадкой для подконторольной эксплуатации первого отечественного газотурбовоза ГТ1h-001 с гибридным приводом, работающего на сжиженном природном газе (СПГ). Как пояснили на СвЖД, этот локомотив имеет высокие производственные характеристики: может водить поезда весом более 15 тыс. тонн и способен заменить до пяти тепловозов. Неэлектрифицированный северный полигон Свердловской железной дороги является одним из перспективных для эксплуатации данного типа тягового подвижного состава, поскольку в данном регионе для этого имеются необходимые условия: равнинный профиль, большие объемы перевозимых грузов, предприятия по производству СПГ и условия для заправки (газотурбовоз требует специальных технологических пунктов заправки).

В настоящее время газотурбовозом осуществляется регулярное вождение грузовых поездов на участке Егоршино – Алапаевск – Серов-Сортировочный. В ближайшие годы данный тип локомотивов планируется также использовать на Сургутском направлении, а после 2020 года – на объединенном полигоне Свердловской, Северной железных дорог и Ямальской железнодорожной компании. Парк газотурбовозов на участке Войновка–Коротчаево, Нижневартовск к тому времени может быть доведен до 105 единиц, а маневровых газопоршневых локомотивов – до 50. Реализация данного проекта предполагает тесное сотрудничество с ОАО "Газпром", которое возьмет на себя решение вопросов строительства комплексов по производству СПГ и экипировке тягового подвижного состава.

Комфорт для пассажиров

В текущем году "Федеральной пассажирской компанией" (ФПК) проведена оптимизация маршрутной сети и сокращены объёмы нерентабельных перевозок, что подчас вызывает критику жителей ряда регионов. Но эти меры были необходимы, чтобы вписаться в размеры государственных субсидий.

Для того, чтобы сохранить существующих и привлечь новых пассажиров, реализуется целый комплекс мер, направленных на укрепление конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта: пунктуальности, доступности, надежности, комфорта и безопасности. Проводится тщательное изучение рыночной конъюнктуры, внедряются удобные и привлекательные для пассажиров услуги и сервисы.

С 2013 года ОАО "ФПК" внедрила новые правила расчета цен на билеты – так называемое "динамическое ценообразование": на каждом направлении действуют тарифные планы, сформированные с учетом сезона, дня недели и объемов перевозок. В некоторых случаях, минимальный тариф в вагонах купе лишь незначительно превышает тарифы, действующие в плацкартных вагонах. В первый день продаж (за 45 дней до отправления поезда) пассажиру доступен минимально возможный тариф для данного поезда. Пассажиры, планирующие поездку заблаговременно, имеют возможность значительно сократить расходы на приобретение билетов.

Внедрена программа "РЖД Бонус", которая предусматривает систему накопления баллов за совершенные поездки в поездах ФПК. Их можно обменять на премиальные поездки.

Набирает популярность услуга оформления билетов на поезда дальнего следования через Интернет. С начала года на Свердловской железной дороге оформлено 1,43 млн таких билетов (на 41% больше, чем за 11 месяцев прошлого года). Доля продаж проездных документов через Интернет в поезда дальнего следования постоянно растет и в границах СвЖД за 11 месяцев составила 15,3% от общего количества реализованных мест.

За одиннадцать месяцев 181,2 тыс. пассажиров воспользовались услугой электронной регистрации (в аналогичном периоде 2012 года – 130,8 тыс. пассажиров). С 1 декабря 2013 года эта услуга стала доступна при оформлении электронного билета на проезд от любой станции, расположенной на всем пути следования поезда. Для посадки в поезд пассажиру достаточно предъявить проводнику вагона распечатанный электронный билет или его изображение на экране мобильного устройства, а также соответствующий документ, удостоверяющий личность пассажира.

Набирают популярность и транзакционные терминалы регистрации (ТТР). С начала года ими воспользовались почти 340,8 тыс. человек (в 2012 году за 11 месяцев – 317,3 тыс.). Сейчас в границах СвЖД функционирует семь ТТР, в которых можно распечатать билеты, оформленные через Интернет (получить бумажную версию проездных документов): в Екатеринбурге, Когалыме, Тюмени, на станции Ноябрьск-2 и Пурпе, два в пункте продажи Пыть-Ях.

Заметно выросла популярность транзакционных терминалов самообслуживания (ТТС). С января по ноябрь 2013 года услугами транзакционных терминалов самообслуживания (ТТС) в границах СвЖД воспользовались 621,2 тыс. человек (за 11 месяцев 2012 года – 252,5 тыс). Самостоятельно оформлено 133,7 тыс. проездных документов.

Параллельно железнодорожники работают над снижением стоимости своих услуг для пассажиров. "Применение новых технологических решений позволяет снизить издержки и предоставить пассажирам лучшую услугу лучшего качества по той же самой цене", - говорит Алексей Миронов.

Он напоминает, что сегодня появились новые виды подвижного состава, в частности, двухэтажные вагоны, стоимость проезда в которых значительно ниже, чем в обычном купе и приблизилась к стоимости плацкартного вагона. "Соответственно, в перспективе можно будет постепенно отказываться от такого вида услуги, как плацкарт, которой вообще больше в Европе нигде не существует", - подчеркнул начальник СвЖД.

11 ноября в присутствии президента России Владимира Путина завод "Уральские локомотивы" запустил серийное производство скоростных электропоездов "Ласточка".

В соответствии с соглашением, заключенным между ОАО "РЖД" и "Уральскими локомотивами"", до 2020 года на предприятии будут изготовлены 1,2 тыс. вагонов, часть из них предполагается использовать на Свердловской магистрали. 

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1