Пресса о нас

28.10.2013|13:13

135 лет СвЖД: Здесь рождается будущее (газета "Metro" 28 октября 2013 г.)

Свердловская железная дорога отмечает тройной юбилей: 10 лет холдингу ОАО "РЖД", 135 лет железнодорожному движению на Урале и 10 лет - самому крупному в стране Диспетчерскому центру управления перевозками. Как зарождалась профессия железнодорожника на Урале и смогут ли екатеринбуржцы добираться до Москвы на поезде за 8 часов?

Прошлое: вместо Чусовой

Уральский край недаром считается родиной железных дорог. Паровоз или, как его тогда называли, "пароходный дилижанс", изобретенный в 1834 году в Нижнем Тагиле крепостными крестьянами Ефимом и Мироном Черепановыми, положил начало развитию железнодорожного строительства по всей стране.

А уральская горнозаводская дорога (от Перми через Чусовой до Н. Тагила и Екатеринбурга) была одной из первых в стране и самой передовой - построенной в сложной горной местности.

- Она полностью заменила опасный водный путь по реке Чусовой, по которой вывозилась продукция уральских демидовских заводов, - рассказывает директор музея Свердловской железной дороги Светлана Одиноких.

За два десятилетия были построены ветки до Тюмени, Челябинска и от Перми до Котласа, соединившие Уральскую горнозаводскую дорогу с Транссибом и европейской частью страны.

- Железная дорога всегда была локомотивом экономики, - продолжает директор музея. - Везде, куда она приходила, край преображался: начиналась социальная и культурная жизнь, развивалось банковское дело. Престижной была и работа на самой железной дороге: в нашем музее хранится приказ от 1912 года, по которому внештатному счетоводу назначается оклад в 125 рублей (корова тогда стоила 5 рублей!).

Железнодорожники всегда были социально защищены: у железной дороги уже тогда были свои школы, училища, больницы и собственное снабжение.

Настоящее: военные годы

В Гражданскую войну Свердловской железной дороге был причинен огромный ущерб: разрушено 226 мостов, 70 станционных зданий. В годы Великой Отечественной на восток страны эвакуировали сотни предприятий, их продукция бесперебойно доставлялась на фронт. После победы нагрузка "на рельсы" только возрастала: оставшиеся на Урале предприятия наращивали объемы производства.

Начало тысячелетия

Свердловская железная дорога входит в тройку крупнейших магистралей России. Ее протяженность - 7165 км. В 2003 она стала филиалом ОАО "Российские железные дороги", главные задачи: модернизация инфрастуктуры, внедрение передовых технологий в перевозке пассажиров и грузов.

Почти в полете

Сегодня всеми поездами, которые следуют по Свердловской железной дороге, можно управлять в режиме онлайн - в Диспетчерском центре управления перевозками. Красивое 17-этажное здание недалеко от вокзала знают все горожане. В октябре 2003, когда он открывался, сюда переместили диспетчеров из пяти регионов. По хронологии это второй ЦУП в стране, по значимости - первый, здесь - сердце всех железнодорожных перевозок Урала.

- Создание "умного" центра значительно упростило контроль за перевозками, - считает один из руководителей службы движения СвЖД Владимир Пушкарев. - С вводом новых технологий мы полностью перешли на безбумажное ведение графика движения поездов.

Будущее: век суперскоростей

Каждый месяц с вокзалов и станций Свердловской железной дороги отправляются в путь более 3 млн пассажиров, более 12 тысяч предприятий пользуются услугами грузоперевозок. Дорога входит в тройку лидеров, обеспечивая 10% объемов погрузки российских железных дорог. СвЖД первая в России внедрила отправление грузовых поездов так же, как пассажирских - по "твердому" расписанию.

- Преимущества очевидны: отправитель и получатель знают, что вагон прибывает, допустим, в 9.15, и могут оптимизировать производство, - объясняет Владимир Пушкарев. - Сегодня весь мир работает по графику!

В числе перспективных технологий - движение тяжеловесных и длинносоставных поездов. "Тяжеловесы" уже ходят через Уральский хребет. В 2013 году в планах - провести 10 тысяч поездов весом 7-9 тысяч тонн.

В Верхней Пышме, на предприятии "Уральские локомотивы" с 2014 года начнут выпускать первые современные пригородные электропоезда серии Desiro RUS ("Ласточка"). В Свердловском узле скоростные "Ласточки" (до 160 км/ час) полетят из Екатеринбурга в Пермь, Тюмень, Челябинск, Курган и Нижний Тагил. А высокоскоростные поезда (450 км/ час) позволят добираться в Екатеринбург из Москвы за 8 часов. Проектирование ВСМ на пилотном участке Москва - Казань начнется уже в текущем году. 

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=25