Пресса о нас

31.07.2013|12:21

Сильную дорогу спадом экономики не напугать ("Коммерсантъ–Урал" 31 июля 2013 г.)

В 2013 году Свердловской железной дороге исполняется 135 лет, а холдинг ОАО"РЖД" отмечает 10-летний юбилей (создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли). И хотя общее состояние экономики как российской, так и глобальной в последнее время довольно сложно назвать стабильным, железнодорожникам удалось подобрать ключи к решению основных системных проблем, найти точки роста и повысить уровень транспортного обслуживания.

НОВАЯ ЭКОНОМИКА-НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развитие инфраструктуры железных дорог и передовых логистических технологий в ближайшем будущем может стать стимулом роста для отечественной экономики. Задача сегодняшнего дня — не только обеспечить ритмичную перевозку грузов, но и отработать новые эффективные механизмы управления процессами.

Начальник Свердловской железной дороги (СвЖД) Алексей Миронов отмечает, что со стороны СвЖД реализуется ряд системных мер, направленных на улучшение пропускных и провозных способностей магистрали, увеличение скоростей и максимально полное удовлетворение потребностей клиентов в перевозках. Это соответствует приоритетам ОАО "РЖД" по развитию транспортно-логистического бизнеса компании.

Напомним, в результате реформы за ОАО "РЖД" сохранились наиболее затратные функции — содержание инфраструктуры, обеспечение локомотивами, организация движения. И вместе с ними — регулируемые тарифы, ответственность за сроки доставки грузов и публичность договоров перевозки. Функция обеспечения грузоотправителей вагонами перешла к операторам. В результате несогласованных действий участников перевозочного процесса только в границах СвЖД рабочий парк достиг уже 108 тыс. вагонов, что явно превышает потребность в подвижном составе и мешает эффективному использованию инфраструктуры. 12% всех путей магистрали заняты вагонами, из которых более 60% — порожние, ожидающие погрузки. "Работать стало сложнее, но дороге удается обеспечивать ритмичную перевозку грузов. В условиях полностью приватного парка вагонов мы отрабатываем новые эффективные механизмы управления", говорит начальник СвЖД.

Для повышения эффективности перевозок внедряются принципы Единого сетевого технологического процесса (ЕСГП). Со стороны ОАО "РЖД" этот документ обеспечивает приближение перевозочных технологий к потребностям транспортного рынка. Со стороны грузоотправителей и операторов — упорядочение перемещения порожних вагонов и равномерность предъявления грузов к перевозке. Руководство Свердловской железной дороги уверено, что ЕСТП задает ориентиры для устранения проблем, возникших вследствие перехода к приватному парку и изменения технологии работы сети: профицита и замедления оборота грузовых вагонов, снижения участковой скорости. В части введения календарного планирования на дороге проводится работа по заключению долгосрочных договоров с клиентами (на сегодняшний день долгосрочными договорными отношениями охвачены предприятия, формирующие суммарно 60% погрузки дороги).

Благодаря совместной адресной работе Свердловской магистрали с ключевыми грузоотправителями в первом полугодии удалось добиться снижения встречного пробега более чем на 10,4 тыс. вагонов, а число сдвоенных операций по восьми решающим станциям выросло на 7%. По словам Алексея Миронова, теперь предстоит добиться стабилизации этих показателей.

РАСПИСАНИЕ ДЛЯ ГРУЗОВ - ПО ТВЕРДЫМ НИТКАМ ГРАФИКА

Подводя итоги работы в первом полугодии 2013 года, Алексей Миронов отметил, что СвЖД с января по июнь погрузила 63 млн тонн грузов. Некоторый спад грузоперевозок" стал следствием причин экономического характера, в первую очередь

— снижения объемов производства промышленных предприятий. При этом второй квартал 2013 года в целом характеризуется положительной динамикой. Рост погрузки к 1 кварталу составил 8,3% или почти 28 тыс. тонн ежесуточно. Кроме сезонного увеличения отправки таких грузов как уголь, металлолом, цемент и стройматериалы, увеличены перевозки руды железной и цветной, флюсов, огнеупоров, черных металлов. Согласно прогнозам Института экономики и развития транспорта, к 2020 году грузооборот в регионе СвЖД увеличится на 30%, и к этому нужно готовиться уже сейчас.

В условиях нестабильной экономики важнейшим стратегическим направлением роста эффективности перевозочного процесса становится организация движения грузовых поездов по расписанию. В настоящее время графиковая перевозка грузов на СвЖД осуществляется по трем направлениям (в первом полугодии 2013 года рост составил 21%): перевозка аглосырья со станции Качканар на станцию Смычка, перевозка извести со станции Благодать на станцию Смычка, перевозка на экспорт заготовок черных металлов со станции Смычка на станцию Мыс Астафьева. В результате внедрения движения поездов по твердым ниткам графика на участках Качканар-Смычка и Благодать-Смычка количество задействованных составов сократилось на 30%. Время доставки металла с НТМК до порта Находка сокращено на двое суток (на 20%).

В 2013 году Свердловская железная дорога внедряет технологию движения грузовых поездов по расписанию еще на семи перспективных направлениях (Соликамск-Вентспилс, Соликамск-Забайкальск, Екибастуз2-Малорефтинская, Бокситы-Благодать, Ноябрьск2-Зелецино, Ноябрьск2-Каучук, Ноябрьск2-Копылово). Это позволит повысить стабильность поставок сырья, а также вывоза готовой продукции промышленных предприятий региона. Кроме того, на дороге организовано предоставление комплексной логистической услуги. Совместно с "РЖД Логистика" реализуется проект перевозки грузов в контейнерах по маршруту Екатеринбург-Соликамск-Автово/Новый порт с последующим экспедированием в порту и предоставлением услуг фрахта в страны Евросоюза, Индии и Южной Америки. Грузоотправителем осуществляется оплата сквозного тарифа доставки "от двери до двери". Решаются вопросы создания единого информационного пространства, доступного всём пользователям железнодорожного транспорта.

НОВАЯ ЛОГИСТИКА: "ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ" С МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ

По оценке руководства Компании, главной точкой роста для OAQ "РЖД" может стать развитие логистического направления. "За годы реформирования отрасли создан ряд специализированных компаний-операторов, предоставляющих клиентам, помимо собственно железнодорожных перевозок, широкий спектр дополнительных услуг и обеспечивающих доставку грузов по схеме "от двери до двери" с максимальной скоростью и по конкурентным расценкам", — рассказывает заместитель начальника Свердловской железной дороги Петр Эсаулов.

В соответствии со "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" одним из приоритетных направлений деятельности ОАО "РЖД" остается реализация транзитного и транспортно-логистического потенциала страны и усиление конкурентных позиций Транссибирской магистрали как составляющего звена транзитного направления "Восток-Запад". Учитывая перспективу продления международного транспортного коридора Берлин-Нижний Новгород до Екатеринбурга и выход на Транссибирскую магистраль, увеличение грузооборота, наращивание добычи и переработки углеводородов на севере Тюменской области, в границах Свердловской железной дороги разработана комплексная программа снятия инфраструктурных ограничений, которая оценивается в 266 млрд рублей. Несмотря на обц^ее сокращение доходной базы ОАО "РЖД" в связи со снижением объемов грузовой работы в 2013 году, инвестиционный бюджет СвЖД сформирован в объеме 32,7 млрд рублей (+4,2 млрд рублей к 2012 году). I

В целях привлечения транзитных грузов на Транссибирскую магистраль реализуется проект "Транссиб за семь суток" (транспортная услуга по Доставке, грузов из портов Дальнего Востока в центральные регионы России). Он предусматривает оптимизацию условий перевозок, поэтапное снятие ограничений скорости движения на станциях и перегонах. В настоящий момент среднее время в пути составляет менее восьми суток, маршрутная скорость — около 1,2 тыс. км в сутки. На СвЖД в рамках проекта "Транссиб за семь суток" реализуется пропуск ускоренных контейнерных маршрутов. Со станций СвЖД за шесть месяцев 2013 года отправлено 87 ускоренных контейнерных поездов и технических маршрутов.

В целях укрепления позиций на международном логистическом рынке и интеграции в транспортно-логистическую систему Европы важным шагом стало приобретение ОАО "РЖД" 75% акций логистического оператора GEFC0 — одного из ведущих европейских поставщиков интегрированных логистических услуг. Учитывая, что Екатеринбург определен одним из шести основных грузораспределительных центров, руководством Свердловской дороги инициировано открытие филиала GEFCO в Екатеринбурге.

Благодаря географическому положению и мощному экономическому потенциалу Уральский регион активно развивается в качестве мультимодального инфраструктурного центра, связывающего и распределяющего пассажирские, грузовые, информационные и финансовые потоки между Европой и Азией.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КЛАСТЕР - С ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ В РОССИИ

Являясь крупнейшим потребителем продукции отечественной промышленности, ОАО "РЖД" решает государственную задачу, обеспечивая весомый мультипликативный эффект, стимулируя рост производства, создание новых предприятий и рабочих мест, способствует росту налогооблагаемой базы.

На Урале появился уже целый железнодорожный кластер — здесь производят и вагоны, и локомотивы. Яркий пример - совместное предприятие корпорации Siemens и группы "Синара" 000 "Уральские локомотивы", которое расположено в Верхней Пышме (Свердловская область). В мае здесь было запущено производство пассажирских электропоездов серии Desiro RUS ("Ласточка"). Между ОАО "РЖД" и ООО "Уральские локомотивы" заключен договор на поставку 1200 вагонов "Ласточки" (240 электропоездов) до 2020 года. До конца 2017 года уровень локализации производства должен достичь не менее 80%. Создание новых производств с локализацией в России передовых технологий открывает широкие возможности перед региональным бизнесом и в плане поставки материалов, и запуске новых высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью.

В соответствии с техническим заданием ОАО "РЖД" конструкторы "Уральских локомотивов" разработали электропоезд постоянного тока "городской экспресс". Также специалисты предприятия разрабатывают проекты пригородного и межрегионального электропоездов с участком оборота до 700 км. По планам железнодорожников, развитие комфортного пригородного сообщения в первую очередь будет происходить в субъектах РФ, возмещающих перевозчикам выпадающие доходы от регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки. Власти регионов в границах СвЖД очень ответственно подходят к решению этого вопроса. На СвЖД к возможным участкам эксплуатации поездов "Ласточка" относятся направления из Екатеринбурга в Пермь, Тюмень, Челябинск, Курган, Нижний Тагил.

Повышение эффективности грузовых перевозок, внедрение сложных полигонных технологий также стали возможны благодаря сотрудничеству ОАО "РЖД" и уральских машиностроителей.

СвЖД успешно реализует технологию формирования и вождения грузовых поездов повышенного веса и длины. Это способствует снижению количества составов, необходимых для перевозки прогнозируемых объемов грузов. Технология позволяет существенно увеличивать провозную и пропускную способности магистрали, оптимизировать использование инфраструктуры, сокращать эксплуатационные расходы. Особенность Свердловской железной дороги заключается в том, что она пересекает Уральский хребет, где меняются весовые нормы (необходимо делить грузовые составы, чтобы сократить их вес). Для пропуска транзитных поездов на участках со сложным горным профилем от поездов весом свыше 6300 тонн, поступающих с дорог востока, раньше было необходимо отцеплять группы вагонов, "излишних"- по весу (такая технология приводила к непроизводительным потерям). Успешное решение проблемы стало возможным с появлением нового электровоза серии 2ЭС10 "Гранит" с асинхронным тяговым двигателем — одного из мощнейших магистральных грузовых локомотивов, который производится в Свердловской области на совместном предприятии группы "Синара" и немецкого концерна "Сименс". При стандартных весовых параметрах "Гранит" способен водить поезда весом примерно на 40-50% больше, чем электровозы серии ВЛ11. Отметим, в течение 2012 года на СвЖД поступило 30 новых грузовых электровозов серии 2ЭС10. В первом полугодии 2013 года — еще 10 единиц 2ЭС6 и 11 - 2ЭС10.

На 2013 год дорогой поставлена задача провести 10 тыс. поездов весом 7000-9000 тонн. Это позволит увеличить средний вес поезда, длину состава и производительность локомотива.

С января 2013 года на Свердловской железной дороге успешно проходит подконтрольная эксплуатация первого отечественного газотурбовоза ГТ1h-001. Его производством занимается ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" (входит в группу "Синара"). Один газотурбовоз способен заменить до пяти тепловозов и на равнинных участках может осуществлять вождение тяжеловесных составов весом более 15 тыс. тонн. Даже при полной проектной нагрузке газотурбовоз развивает скорость до 100 км/ч. Применение сжиженного природного газа в качестве дешевого и экологически чистого топлива для локомотивов является одним из перспективных направлений реализации Энергетической стратегии ОАО "РЖД". По расчетам экспертов, его использование позволяет в 2-2,5 раза снизить выброс вредных веществ в атмосферу.

За шесть месяцев 2013 года СвЖД получила 46 единиц нового тягового подвижного состава, в том числе 21 единицу грузовых электровозов, 12 единиц маневровых и 13 магистральных грузовых тепловозов. До конца года поступит еще 49 новых локомотивов. Всего на обновление локомотивного парка в первом полугодии направлено 6,7 млрд рублей.

Отметим, кроме постоянного роста объемов и номенклатуры продукции, приобретаемой для нужд ОАО "РЖД" у региональных промышленных предприятий, компания остается и одним из самых значимых плательщиков налогов в бюджеты всех уровней.

Так, по итогам 2012 года Свердловская железная дорога в очередной раз стала победителем конкурса "Лучший налогоплательщик", организованного правительством Свердловской области. В 2012 году СвЖД (включая структурные подразделения филиалов ОАО "РЖД", расположенные на полигоне дороги) перечислила в бюджеты всех уровней и государственные социальные фонды 18 млрд рублей. Это на 1,8 млрд рублей больше, чем в 2011 году. В том числе в бюджет Свердловской области было перечислено 5,1 млрд рублей. Для сравнения в 2011 году эта сумма составила 4,1 млрд рублей. За первое полугодие 2013 года СвЖД перечислила в бюджеты всех уровней и государственные Социальные фонды 8,6 млрд рублей. В региональные и местные бюджеты магистраль перечислила 3,9 млрд рублей, что составляет 45,3% от общей суммы платежей, в том числе в бюджет Свердловской области — 2,1 млрд рублей.

ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА СОБЕРЕТ ГОСТЕЙ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

В первое воскресенье августа Екатеринбург станет железнодорожной столицей России, центральной площадкой торжества, особую значимость которому придают юбилейные даты — 135-летие Свердловской железной дороги и 10-летие ОАО "РЖД". Кроме того, 290-летний юбилей отмечает в августе и сама столица Урала. Екатеринбург заслуженно считается родоначальником и центром железнодорожного машиностроения. Город, расположенный на границе двух частей света, является ключевым узлом Свердловской магистрали и объединяет транспортные потоки Европы и Азии.

4 августа в Екатеринбург прибудут руководители ОАО "РЖД" во главе с президентом компании Владимиром Якуниным, соберутся ветераны и молодые специалисты, представители соседних железных дорог и сотрудники СвЖД из всех регионов (Екатеринбургский, Нижнетагильский, Тюменский, Сургутский, Пермский).

ОАО "РЖД" подготовило для горожан настоящий праздник. Основные гуляния развернутся на Плотнике — любимом месте отдыха екатеринбуржцев. После торжественной части начнется концертно-развлекательная программа с участием звезд российской эстрады. Собравшихся порадует Дима Билан, Евгений Маргулис, группа "Чайф", "Бандэ-рос", а также лучшие творческие коллективы уральской столицы — оркестр "Урал-Бенд", эксцентрик балет Сергея Смирнова, театр танца "Степ", команда черлидинга "Феномен -А" и др. Кульминацией торжеств станет яркий фейерверк.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1