Новости

22.03.2013|09:35

С 25 по 29 марта на вокзалах Свердловской железной дороги будут работать Общественные приемные "Сохраним поезд!"

В дни весенних школьных каникул на наиболее крупных вокзалах всех железных дорог России ОАО "РЖД" организует работу Общественных приемных "Сохраним поезд!" в поддержку пассажирских перевозок в пригородном и дальнем сообщении, а также сохранения льгот для студентов и школьников.

По итогам 2012 года железнодорожным транспортом в пригородном сообщении перевезено более 1 млрд. человек и более 116,5 млн. человек – в дальнем следовании. С вокзалов и станций СвЖД в 2012 году было отправлено 36,75 млн пассажиров, что на 1,7 % больше, чем в 2011 году. Из них в пригородном сообщении – 26,68 млн пассажиров (+2,5% к уровню 2011 года). С 2013 часть пассажирских поездов дальнего следования и электричек, а также льгот на проезд может быть отменена.

Чтобы предотвратить рост тарифной нагрузки на граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, в том числе студентов и школьников, с 25 по 29 марта в рамках Общественных приемных пассажирам будет предложено поставить подписи под обращением в поддержку сохранения субсидирования и льгот.

Акция начнется 25 марта на вокзалах Екатеринбург и Нижний Тагил, позже к ней подключатся вокзалы Пермь-2, Тюмень, Сургут, Серов и Верещагино. Интернет-пользователи могут скачать и распечатать тексты обращений к губернаторам на сайте, а позже принести заполненные анкеты на вокзалы проведения акции или отправить  по почте. Сбор подписей  является возможностью обратить внимание властей на необходимость сохранения транспортной доступности в регионе.

doc.gif Обращение к губернатору Свердловской области

doc Обращение к губернатору Тюменской области

doc Обращение к губернатору ХМАО

doc Обращение к губернатору Пермского края

В настоящее время необходима выработка комплексного решения (с участием всех причастных министерств и ведомств) в области совершенствования механизма государственного регулирования тарифов, который позволит государству заказывать объем и стандарты социальных перевозок исходя из бюджетных возможностей и интересов граждан, а перевозчику планировать свою деятельность и развитие исходя из объемов государственного заказа.

Напомним, в дальнем следовании ситуация складывается следующим образом: в федеральном бюджете на 2013 год вместо необходимых 36,3 млрд. рублей субсидий на компенсацию выпадающих доходов от регулирования тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах предусмотрено всего 14,8 млрд рублей (в том числе 1,2 млрд. рублей – на проезд школьников в поездах дальнего следования по льготным тарифам). Это потребует оптимизации расходов ОАО "ФПК", отмены нерентабельных маршрутов, сокращения закупок плацкартных вагонов.

Кроме того, дефицит бюджетных субсидий в 2011-2012 гг. составил более 13 млрд. рублей. Таким образом, в условиях "хронического" недофинансирования со стороны федерального бюджета, "Федеральной пассажирской компанией" были рассмотрены различные варианты снижения себестоимости пассажирских перевозок и эксплуатационных затрат, в том числе и оптимизация размеров движения поездов дальнего следования и сокращение нерентабельных маршрутов. Также компания приняла решение значительно сократить инвестиционную программу на приобретение плацкартных и общих вагонов, уменьшить штатную численность сотрудников и др.

В пригородном сообщении в настоящее время Правительство Российской Федерации поддерживает экологически чистый и безопасный железнодорожный транспорт и компенсирует пригородным компаниям расходы на инфраструктуру (в 2013 году - 25 млрд. рублей). Планируемое Минфином России сокращение бюджетной поддержки пригородной инфраструктуры (в 2014 году до 12,5 млрд. рублей вместо существующих сегодня 25 млрд. рублей, в 2015 – до 6,25 млрд рублей и полное прекращение государственной поддержки в последующие годы) предполагает, что финансовая ответственность за перевозку пассажиров в пригородном сообщении ляжет на бюджеты регионов. Ввиду ограниченности в финансовых средствах регионы будут вынуждены сокращать издержки за счет объемов движения пригородных поездов (отмена и сокращение маршрутов, составности электропоездов и частоты курсирования), повышать тарифы для населения. Столь радикальное сокращение государственной поддержки пригородных и дальних железнодорожных пассажирских перевозок ведет к снижению их ценовой и территориальной доступности для пассажира.

Также с 2013 года в федеральном бюджете не предусмотрены субсидии на компенсацию части потерь в доходах от предоставления льгот по оплате проезда учащимися на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. Поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина органам государственной власти субъектов Российской Федерации даны рекомендации принять необходимые решения по предоставлению в 2013 году школьникам и студентам, обучающимся по очной форме обучения, независимо от места их регистрации и обучения 50-процентной скидки на проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

В Свердловской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре приняты постановления о предоставлении в 2013 году учащимся социальной поддержки по оплате 50% стоимости проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в правительствах ведется работа по включению в региональные бюджеты средств для полной компенсации перевозчикам льготного проезда учащихся в 2013 году. В Пермском крае с 01.01.2011 в соответствии с региональным законодательством установлен порядок компенсации учащимся 50% стоимости абонементных проездных документов сроком действия более 15 дней через учебные заведения.

По законодательству органы власти субъектов Федерации ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки, в котором определяются важные для населения регионов параметры (количество заказываемых электропоездов, их составность, маршруты, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа). Неисполнение региональными властями обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки грозит не только сокращением маршрутов, но и полным прекращением пригородного сообщения в их регионах. Сегодня вся нормативная база, которая регулирует установление тарифов в сфере пригородных перевозок, на федеральном уровне создана и принята. Проблема состоит в том, что в транспортной политике ряда регионов отсутствует должное внимание к железнодорожному транспорту.

Субъект РФ может нести финансовые обязательства не только за пригородные перевозки, но и также вправе взять на себя часть финансовых затрат на организацию пассажирского сообщения (или компенсацию выпадающих доходов, возникающих у ОАО "ФПК" при организации перевозки пассажиров) для обеспечения безубыточного курсирования конкретного поезда в целом или же выбрать альтернативный вид транспорта. Другой вариант решения ситуации – финансовое участие бизнес-структур (организаций, предприятий и т.п.) в организации социально-значимых маршрутов перевозок пассажиров поездами дальнего следования.

С учетом ситуации, сложившейся в пассажирском комплексе, региональные бюджеты на 2013 год необходимо скорректировать в части организации пригородных перевозок. В свою очередь, губернаторы субъектов РФ и региональные органы исполнительной власти могут обратиться к Правительству РФ, чтобы при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" были предусмотрены:

  • субсидии на компенсацию выпадающих доходов от регулирования тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах в полном объеме (около 37 млрд. рублей),
  • сохранение субсидирования услуг по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта при перевозках пассажиров в пригородном сообщении в размере не менее уровня бюджетной поддержки 2011 - 2013 годов с применением льготного тарифа на данный вид услуг,
  • государственной поддержки льготного проезда студентов и школьников в пригородном железнодорожном сообщении и школьников в дальнем железнодорожном сообщении.

В 2013 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигоне Свердловской железной дороги прогнозируются в размере 1,9 млрд. рублей, компенсация – 1,5 млрд. рублей, уровень компенсации убытков – 82%, непокрытый убыток – 340 млн. рублей. В том числе в Свердловской области уровень покрытия убытков при компенсации 957,6 млн. рублей составит 77% (непокрытый убыток – 278 млн. руб.). В Тюменской области - 78% (при компенсации 110,6 млн. рублей непокрытый убыток составит 31,5 млн. рублей), Пермском крае – 93% (при компенсации 349,3 млн. рублей непокрытый убыток составит 25,4_млн. рублей). В Ханты-Мансийский автономном округе – Югре при компенсации 104,1 млн. рублей (96%) непокрытый убыток составит 4,4 млн. рублей.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1